Сюжетная семантика Одиссеи   —   Лист 6 (об.)

или Одиссей в плену у Калипсо и Кирки? И похищаются ли наши герои в образе зооморфическом, антропоморфном или в виде вещи?

6. Когда я сказала, что в Одиссее функцию Трои выполняет Итака, я имела в виду не только общую конструкцию сюжета, но и роли Одиссея и Афины. Ведь Одиссей похищает ее из Трои, а не она ли является истинной героиней в «Одиссее»? – Пенелопа приходит на сцену действия вместе с Телемахом только тогда, когда Одиссея нет; она его жена, но далека от него, как Итака. Только со II части вступает и она в действие одновременно с Одиссеем, Афина же неотступно сопутствует ему везде; она активно действует на протяжении всей поэмы; не называясь женой, она несет функцию главной женской роли. Ее роль полнее и шире, чем роль жены: она живет в Пенелопе и в Телемахе, покрывая их собой и делая их только частями своей широкой, единой сущности. Не только поступки, но весь внутренний мир побуждений и чувств Одиссея охвачен присутствием Афины, и Пенелопа, как жена, стушевывается перед ней своей ограниченной ролью. Афина, заменяющая Одиссея в эпизодах с Пенелопой и Телемахом и сопереживающая жизнь Одиссея, есть не жена его или родственница по крови, она сама есть тот же Одиссей, но в женской природе, она – женское соответствие Одиссея. Интересно, что до-греческие мифы вовсе не представляют себе Афину девой: напротив, у нее есть замаскированный супруг, и у них рождается сын (Арd. (II 14, 6). И вот, имя этого супруга – Гефест. Итак, Афина мыслится паредром огненно-водного божества, падающего с высоты в воду и пребывающего на его дне (Il. XVIII, 395, ср. 1, 590), того божества, миф о котором представлен в Эльпиноре1. Не говоря о том, что изображение Афины находится в храме Гефеста (Paus. I, 14, 6), Афина, сама носит имя ἡφαιστία (Hesych. s. v.), разделяя в прямой форме природу Гефеста. Впрочем, имя и здесь вариантно, и только сущность, а за нею и роль, одна; так, рядом с Гефестом зачастую появляется и Прометей. Они оба способствуют рождению

Комментарии: