Сюжетная семантика Одиссеи   —   Лист 7

Афины, оба добиваются ее любви, и Афина почитается вместе с ними обоими. Миф о похитителе огня перешел к Одиссею: в эпизодах с Ресом, с Гелиосом, с Полифемом, с палладиумом он λῃστήρ, соответствие к Афине ληῖτις, (Paus. V, 14, 5); но, кроме того, он, πολύφρων и δολόεις, как все боги-изобретатели огня, делит природу разума и проницательности с Афиной, которая сама πολύβουλος, μῆτις, δολόεσσα и т. д. В до-греческих мифах Афина выступает, таким образом, паредром мощного божества неба, Гефеста-Прометея, чье световое начало разложилось на много отдельных черт, из которых одна воплотилась в отрасли мифов о кратковременном пребывании на небе и стремительном падении в темные низины океана (Hes. s. v. ὠκεανός ὁ οὐρανός), а другая о похищении небесного огня и заточении в преисподней. Из первого цикла произошел, как сюжетный персонаж, Эльпинор, из второго – Одиссей.

7. Через всю II часть «Одиссеи» проходит лейт-мотивом роль свинопаса Евмея. Его роль необыкновенно выдвинута, и из его биографии мы узнаем, кто он. Евмей – сын царя Ктесия, владевшего далеким сказочным островом; туда прибыли финикийцы, соблазнили царскую рабыню, и она похитила маленького Евмея. Финикийцы их обоих увезли, но Артемида поразила рабыню смертью, обратила в чайку, и с корабля ее бросили в море. А мореплавателей прибило к Итаке, и там Евмей был куплен Лаэртом (XV, 403). Итак, сюжет об Евмее принадлежит тому циклу мифов, где отрок мыслится похищенным из-за злой женщины, а виновница бросается в воду. Это дословный миф о Фриксе и Левкотее (Apd. I, 9, 1), если говорить об общности не только сюжетной, но и семантической: рабыня-птица, с высоты падающая в воду (корабль-обычная метафора неба) или сестра Фрикса, стремительно летящая в море с золотой шерсти барана (метафора солнца), дают женский вариант к роли Эльпинора1. Сам φρίξος, «вщетинившийся», есть героизированный эпитет дикого зверя, прилагаемый Гомером к дикой свинье (Od. XIX, 446).

Комментарии: