Сюжет Тристана и Исольды   —   Лист 3 (об.)

живет в лабиринте и требует ежегодной дани от афинян в виде самых цветущих юношей и девушек.1 Второй цикл сказаний говорит не о жене Миноса, а об его матери, Европе. В Европу влюбляется Зевс и в виде быка похищает ее с Родоса, везет на себе через море на Крит; там она рождает Миноса2. Мы знаем, однако, критское изображение Зевса в виде орла; место его любовного соединения с Европой – под платаном.3
Наконец, третий цикл группируется вокруг не жены и не матери Миноса, а его дочери, Ариадны. Ариадна влюбляется в Тезея, выдает ему Минотавра и бежит с ним.4 Итак, во всех трех сюжетах рядом с Миносом стоит женщина, то жена, то мать, то дочь, и всюду она связана с мотивом любви. Мужским соответствием к этой жене и матери является бык, и Минос теснейшим образом соединен с Минотавром, чудовищем, имя которого в народной этимологии понималось, как Минос-бык. По одному варианту мифа, это чудовище называлось медным гигантом по имени Талос или Тавр и представляло собой медного человека, трижды в день обегавшего Крит. Он был дан Европе Зевсом и ненавидел иностранцев: кидал в них камни, накалял себя в огне и в своих объятиях сжигал их. По другому варианту, он был сделан Гефестом и подарен Миносу; завидев аргонавтов, он бросал в них камни. Что камень не случайно увязан с медным гигантом, видно из того, что на Крите, где Талосу оказывались почести, он изображался на монетах крылатым юношей с камнем в руках.5 – Бык и медный человек, как мотивы, дублируются собакой и золотом. Так, Гефест же делает из огненного золота венок и дарит его Ариадне; и Ариадна и Европа получают в дар собак или, по варианту, медного человека Талоса. Семантика золота очень хорошо видна в этом венке Ариадны: она носит его на голове, сделан он из огненного золота и индийских камней, светит Тезею в лабиринте, а затем и прямо является звездой. Таким образом, мотив золота есть световой мотив и соединен с мотивом драгоценных камней; этот же миф говорит, что венок Ариадны был ее светящимися золотыми волосами, и потому мы вправе видеть в золотых волосах Ариадны, сделанных Гефестом (а вслед за этим и в самой Ариадне), параллель к Гефестовому медному чудовищу-минотавру. Каждый из трех циклов

Комментарии:

1 Apd. III, 1, 4; 15, 1.
2 Il. XIV, 321 sq. Sch. Il. ХII, 292.
3 Theophr. Hist. Plant. I, 9, 5.
4 Od. XI, 321; Plut. Thes. 18–19.
5 Apd. I, 9, 26. Eratosth. Cat. 5, 33. Eust. Od. XI, 324–1688, 51. Hyg. P. A. II, 35. Ap. Rhod. IV, 1643.