настолько Ариадна неотделима от богини любви Афродиты, являясь просто ее разновидностью; когда Тезей едет на Крит, с ним на корабле находится сама Афродита. Помимо любовной истории с Ариадной, Тезей известен еще двумя похищениями женщин – Елены и Персефоны. Знаменитую Елену Тезей похищает для себя, но Персефону (имя богини преисподней) он добывает для своего друга. Жених, желавший добыть руку этой страшной царевны, должен был сперва биться с собакой (ведь преисподнюю сторожила собака); с этой целью Тезей приезжает в Царство Аидонея (имя бога смерти) и добывает невесту.1 Однако, то, что Тезей был возлюбленным Ариадны, не пропадает, так сказать, даром для мифа. Тезей становится впоследствии мужем Ариадниной сестры, Федры. А история этой Федры общеизвестна: мачеха влюбляется в пасынка, Ипполита, который отказывает ей в любви и падает жертвой ее мести.2 Здесь, в лице Федры, мы имеем тот аспект богини любви, в котором она Иштарь-губительница. Но этот мотив любви-гибели является косвенным для цикла мифов о Тезее.
Прежде, чем расстаться с критским эпосом, необходимо сопоставить его с кельтским сказанием о Тристане и Исольде. Мы видим, что женской фигурой на Крите является божество любви, критская Афродита, называемая то Европой, то Пасифаей, то Ариадной. Она – дочь царя, или жена, или мать. Мужская фигура – это царь острова Минос, божество преисподней в одном аспекте, неба – в другом, теснейшим образом соединенный и с Посейдоном. И мужское божество, и женское аттрибутивно имеют ‛золотые волосы’, которые в варианте заменяются ‛золотым венком’, или ‛золотой собакой’ и являются изделием Гефеста, конкретным металлическим предметом, и в то же время ‛звездой’, ‛огненным светом’, ‛сиянием’.3 Мужское божество варьируется ‛быком’, ‛птицей’ (в частности орлом, морским орлом), женское аттрибутивно ‛собакой’; при этом мужское божество с ‛золотыми волосами’ находится рядом с ‛огненным медным чудовищем’, оба в форме ‛быка’, а женское божество с ‛золотым венком’ или ‛золотыми локонами’ – рядом с ‛золотой собакой’. Параллельно похищается ‛собака’ или ‛женщина’, и герой бьется за женщину с собакой. ‛волосы’ и ‛золотой венок’ дублируются ‛драгоценными сверкающими каменьями’;
Комментарии:
|
1 Свод мифов о Тезее у Плутарха, в биографии Тезея.
2 Разработка у Еврипида, в его «Ипполите Венценосном».
3 И собака считалась звездой: Il. XXII, 29 и др. Уже не говоря о том, что собака была культовым животным Гефеста и рыжие собаки убивались в дни зноя, но самый огонь, искры огня, представлялись «собаками Гефеста», Alexis у Аth. 379а, Eubul. ib. 108а. Ср. эпитет луны «гефестотворенная», Soph. Phil. 975. Пифагор верил, что «планеты – это собаки Персефоны». Porph. V. Р. 41.
|