Сюжет Тристана и Исольды   —   Лист 5

тот, кто похищает золотую собаку, обращается в камень, и медное чудовище держит в руках или бросает камни. Таким образом, в критском эпосе мы встречаем те же элементы, что в сюжете «Тристана и Исольды», лишь в ином стадиальном оформлении. Здесь, в критском эпосе, еще совершенно наглядно тождество главных героев со зверьми и птицами, с золотом и с камнем. Золото имеет совершенно явную огненно-световую значимость, уравнивающую его со значимостью камня. В то же время это золото имеет замену и в меди; золото, медь и камень связываются с собакой или с чудовищем. Однако, все эти неодушевленные предметы – металл и камень, а также животные – собака, бык, птица – фигурируют в критских сюжетах в качестве главного персонажа. Человеческий персонаж представляет ту или иную разновидность мужского бога неба || преисподней || воды и женской богини той же значимости, с прибавлением любви и красоты. Мы получаем, таким образом, ряд стадиальной семантики: каменьметалл (медь и золото) птица, – собакабык. Эта семантика, функционально изменяясь и переоформляясь, несет в себе ту же значимость неба || преисподней, которая антропоморфизуется в героях критского сюжета. С точки зрения кельтского оформления, критский эпос представляет собой ту стадию сюжета, когда неодушевленные предметы и животные еще заменяют действующих лиц, людей и героев, переставших быть даже богами, в то время, как в кельтской поэме они уже несут лишь функцию аттрибутов при героях. Мы видим теперь, что не простая случайность эта выдвинутая роль золотых волос Исольды, роль собаки и роль драгоценного камня, который является основной приметой, позволяющей распознавать Тристана. То, что в кельтском эпосе осталось недоговоренной деталью, то в критском имеет свое самостоятельное место наряду с действующими лицами. Тристан, рудиментарно уподобленный птице, когда по птичьи поет при свиданиях с Исольдой, или птица, приносящая в клюве золотой волос Исольды, для критской мифологемы есть либо птица, похитившая золотую собаку, либо птица во время своего любовного соединения с божеством любви; и на Крите и у кельтов любовные свидания происходят под деревом. Что касается до истории с чудовищем, требующим дани, и всего, что в данном случае приурочено к Тезею, то здесь не приходится говорить о кельтских переоформлениях, а нужно прямо сказать, что там и тут перед нами одно и то же сказание. Кельтская Ирландия – это наш Крит, король Ирландии – Минос, волшебница Исольда с золотыми волосами – волшебница Пасифая-Ариадна; дядя Исольды, великан Морольт – это близкий родственник Ариадны, великан

Комментарии: