Сюжет Тристана и Исольды   —   Лист 7 (об.)

Пасифая рождает чудовище, Минотавра. Здесь, следовательно, водный зверь не губитель героини, а ее возлюбленный, и в свете этого мифа змееборцы, отвоевывающие женщину от дракона, змеи или чудовища, борются со своим соперником, со своей же сущностью в другом аспекте, с самим собой. Так и морской бык, влюбленный в Европу, есть Зевс, есть ее обожествленный и очеловеченный возлюбленный, т. е. ее мужское соответствие в значении воды-неба-преисподней; он на своей спине перевозит ее через море, и скала Андромеды или Гесионы – это его спина. Подобно морской богине на дельфине, Европа на морском быке является божеством воды. Посейдон насылает прилив, который выбрасывает водного зверя: так в мифе Пасифаи, но так и в мифах Андромеды и Гесионы. Впрочем, есть еще один случай. Посейдон посылает в морском приливе водное чудовище, которое губит Ипполита. Я уже упоминала, что жена Тезея и дочь Миноса, Федра, была влюблена в своего пасынка Ипполита, и за отказ в любви отмстила ему смертью. Здесь водный зверь – дублер Ипполита, и дочь Пасифаи повторяет тот же роман с морским чудовищем, что и ее мать и бабушка. Мы знаем из источников, что Пасифая и Ариадна были местными разновидностями Афродиты. Андромеда была ею же, но осталась в мифе ее жрицей; сюда же принадлежит и Европа.1 Перед нами женское божество воды, преисподней и солнца, семантически уходящее к космическому мировоззрению, с прибавлением земледельческих черт плодородия, божество, соединенное с мотивом производительности, ставшим в феодальных условиях мотивом любви. Но что мы знаем о самой Афродите? – По лемносским мифам, она золотая и золотоволосая2 жена Гефеста (снова Гефеста! И снова связь с золотом, лишь в виде красавицы!), изменяющая мужу с Аресом. Влюбленные тайно встречаются в отсутствии мужа, пока на них не доносит Солнце, и муж не накрывает их на месте преступления.3
От всех этих мотивов нельзя отойти даже на время, не сопоставив их с мифологемой сюжета в «Тристане и Исольде». Если Тезей подлинный Тристан в эпизоде с Минотавром-Морольтом, а Пасифая – Ариадна подливная златовласая волшебница Исольда, то Геракл продолжает нити сюжета еще дальше. Он сливается с Тезеем и Пересом, как солнечное бо

Комментарии:

1 Io. Lyd. D.М. IV, 44. Plut. Тhes. 20. Соn. 40. По Н. Я. Марру, Минос = Зевсу, а Европа, дочь Океана и мать Миноса, есть Дева Океан и Великая Мать, Небеса-Воды, хаос, женщина. ПЭРЯТ 161.
2 Passim у Гомера, Hom. hym. 6, 1. Ср. эпитет Галатеи «златовласая», Филоксен у Ath. 564е.
3 Оd. VII, 267. sq. Аналогичный эпизод в «Тристане»; здесь донощик – горбун.