Сюжет Тристана и Исольды   —   Лист 8 (об.)

черты, в частности, эта живая и реальная собака, становятся фантастическими. Но прежде, чем стать волшебной собакой в кельтской поэме, эта собака переживает стадию в критском эпосе, где она сделана из металла, но одушевлена. Прыжок тристановой собаки в море дублируется в кельтской поэме еще в одной сцене: Тристан бросается с большой высоты крутого утеса в море; но ветер относит его на широкий камень скалы, и до сих пор этот камень зовется «прыжком Тристана». Костер Геракла есть тот же костер Тристана или костер Исольды, как аттрибутивная черта их огневой сущности, данной им космическим мировоззрением. Лепрей, с которым борется Геракл, значит в историческое время «прокаженный»; Тристан борется со ста прокаженными, отвоевывая от них Исольду. Однако, по другому варианту, Геракл борется с Буном, а город в Элиде, где происходит борьба, называется Лепроном;1 мы знаем по топонимике остров Леприю в морскую береговую крутизну Лепру недалеко от Ефеса, знаем и то, что в Лепроне почитался Зевс Левкийский, т. е. Светлый, Блистающий.2 По-видимому, Лепрей представлял собой солнечное начало, в другом аспекте хтоническое, и сто прокаженных продолжали этот же образ.3 Любопытно, в данном случае, что Лепра есть название морской береговой крутизны, вроде каменного утеса, носившего имя по Тристану, или морской скалы, к которой была привязана и тем уподоблена, Андромеда-Гесиона. В связь с этим необходимо поставить аркадские сказания об Актеоне, которые генетически принадлежат охотничьему периоду. Молодой охотник Актеон увидел купающуюся нагую Артемиду; за это богиня обратила его во льва и его растерзали собственные собаки. Помимо того, что в Актеоне мы имеем типичного тотема, разрываемого на части – прототип воскресающего божества – нужно сказать следующее. Близ Мегары существовал источник и камень, который назывался ложем Актеона; на этом камне он спал во время охоты, а в источнике увидел Артемиду.4 Оракул велел сделать медное изображение Актеона и приковать к камню железом. Павзаний сам видел это прикованное изображение. Еще в его время Актеону в течение всего года приносили заупокойные жертвы.5 Здесь тождественная противоположность Андромеды и Гесионы: к камню прикован и камню уподоблен бог, а не богиня, и камень носит его имя, как у Тристана. Медное изобра

Комментарии:

1 Ptolem. Nov. Hist, 5.
2 Paus. V, 5, 3; VI, 15, 1. Gruppe 280.
3 Прокаженныйбешеный гневныйзлой и пр. восходит к богу. См. давнишнюю статью Н. Я Марра в ИАН, 1910, ст. 395 сл.
4 Paus. IX, 2, 31.
5 Ib. 38, 5.