он посылает ей золото или золотой венок, и тогда она сходится с ним. После этого Прокрида убегает к Миносу и получает от него чудесную собаку и чудесный дротик. На охоте Кефал, снова сойдясь с Прокридой, нечаянно убивает ее. Зевс обращает чудесную собаку в камень и делает ее звездой.1 Уже в этом охотничьем прообразе Одиссея есть несомненное сюжетное единство с Тристаном. Заря ли возлюбленная его, Прокрида ли с ‛золотым венком’ и ‛золотом’, но в том и другом случае Кефал соединен с солнечной богиней, подобной Исольде. Этих женщин две, и он от одной приходит к другой, как и она от мужа к Миносу и обратно. Возвращаясь к Прокриде в неузнанном виде, он дает ей взамен себя ‛золото’, как Тристан ‛драгоценный камень’. Его двойник, Минос, дарит Прокриде ‛собаку’, как и Тристан Исольде. Эта ‛собака’ становится ‛камнем’ и ‛звездой’, уподобляясь и золотым собакам, и золотым волосам Ариадны, и самой златоволосой Исольде. Но не нужно забывать, что миф о Кефале недоразвит и только наметан; его заглушил Одиссей, тот же Кефал с той же Итаки, попавший в огромный литературный и фольклорный обиход. Одиссей странствует, совершает подвиги, бьется с чудовищами и гигантами. Он терпит кораблекрушение, попадает в неведомую гостеприимную страну, как Тристан. Он приплывает еще до того к волшебнице Кирке и насильно принужден жить с нею; их соединению предшествует момент поединка, как у Тристана с Исольдой. Так же насильственно держит его в своих объятиях Калипсо, богиня смерти. Одиссей возвращается на родину неузнанный, старый, нищий, безобразный и Пенелопа не может его узнать – совершенно так, как Исольда Тристана. Но там и тут героев узнает собака2, потому что именно собака и является стадиальным эквивалентом Исольды и Пенелопы. Нужно обратить внимание, что Одиссей не только в таком виде возвращается домой, но и приходит в Трою, и здесь его сходство с Тристаном еще поразительней. Он ранит тело бичом, надевает рубище, и в виде нищего входит в многолюдный город, совсем, как Тристан. И вот его узнает Елена3, как узнает в первом случае Тристана Исольда. Интересно, что здесь в роли Пенелопы мы встречаем Елену, спартанскую разновидность Афродиты; вариант мифа, действительно, говорит нам, что Одиссей был женихом Елены.4 С этим нужно сопоставить не только измену Елены с Парисом, но и то, что Елена имеет медную собаку5, а у Гомера и сама называется соба
Комментарии:
|
1 Sch. Il. XI, 321. Ovid. Met. VII, 690 sq. Ant. Lib. 41. Erat. Cat. 33.
2 Od. XVII, 291 sq.
3 Ib. IV, 240 sq.
4 Apd. III, 10, 8.
5 Nicandr. fr. 97.
|