кой.1 Далее, в «Одиссее» есть место, где появляется Афина, но Телемаху не дано увидеть ее, а узнают ее только Одиссей и собака.2 В другом месте, при возвращении Одиссея домой, на него бросаются собаки и хотят разорвать его.3 Наконец, Одиссей носит на своем платье изображение собаки и это служит его приметой.4 Словом, роль собаки в Одиссее так же многократна и носит такой же пережиточно-тотемистический характер, как и в «Тристане». Она выступает в центральных сценах возвращения героя и узнавания его и Афины, перейдя, как в «Тристане», на место аттрибута. Но нужно еще упомянуть и о Скилле, с которой тоже связан Одисскй. Скилла – дочь Ниса; она влюбилась в Миноса и вырвала из головы отца пурпуровый волос, чем вызвала его смерть и облегчила Миносу победу. За это Минос привязал ее ногами к корме корабля и потопил. Скилла сделалась морской собакой-скалой, пожиравшей людей.5 Здесь история Ариадны тесно сливается с историей Андромеды. Мы видим еще раз, что ‛женщина’ и ‛морское чудовище’ являются тождественным образом, лишь стадиально иначе оформленным, что ‛скала’, ‛собака’ и ‛пурпуровые волосы’ семантически слиты воедино. Здесь скала, у которой привязана Андромеда, сама Андромеда и прожорливое водное чудовище не разъединены на самостоятельные образы, хотя их использование, с точки зрения сюжетосложения, различно. Точно так же Тристан, как каменный утес, Исольда с золотыми волосами и дракон – тоже семантически едины, при различном мировоззренческом использовании этого тождества. Но выясняется и мифологическая роль ‛корабля’, который является главной мизансценой любви Тристана и Исольды. В одном случае мы имеем волшебное изделие ремесленной богини Афины – ‛Арго’, в другом, более архаичном случае – ‛ящик’ с Данаей и Пересом, в третьем – ‛корму корабля’ с привязанной Скиллой, в четвертом – ‛утес’, в пятом – ‛спину быка’, перевозящего через море Европу. И тогда, кроме ‛корабля’ Тристана, позволительно вспомнить и шестой случай – ‛объятия’ Тристана, переносящего на себе через реку Исольду. Вот почему белорукая Исольда ощущает ласки воды и сравнивает их с Тристаном. Таким образом, кельтская поэма сохраняет космическое оформление корабля рядом с реалистическим, взятым из средневековой современности; к космическому образу неолита (камень – утес, дерево -
Комментарии:
|
1 Il. VI, 344.
2 Od. XVI, 162.
3 Ib. XIV, 29 sq.
4 Ib. XIX, 225 sq.
5 Ib. XII, 73 sq. Аpd. III, 15, 8. Ср. гору Skyllion на Крите; там почитался Зевс Skyllios, St. Byz. S. v.
|