Сюжет Тристана и Исольды   —   Лист 10

кой.1 Далее, в «Одиссее» есть место, где появляется Афина, но Телемаху не дано увидеть ее, а узнают ее только Одиссей и собака.2 В другом месте, при возвращении Одиссея домой, на него бросаются собаки и хотят разорвать его.3 Наконец, Одиссей носит на своем платье изображение собаки и это служит его приметой.4 Словом, роль собаки в Одиссее так же многократна и носит такой же пережиточно-тотемистический характер, как и в «Тристане». Она выступает в центральных сценах возвращения героя и узнавания его и Афины, перейдя, как в «Тристане», на место аттрибута. Но нужно еще упомянуть и о Скилле, с которой тоже связан Одисскй. Скилла – дочь Ниса; она влюбилась в Миноса и вырвала из головы отца пурпуровый волос, чем вызвала его смерть и облегчила Миносу победу. За это Минос привязал ее ногами к корме корабля и потопил. Скилла сделалась морской собакой-скалой, пожиравшей людей.5 Здесь история Ариадны тесно сливается с историей Андромеды. Мы видим еще раз, что женщина и морское чудовище являются тождественным образом, лишь стадиально иначе оформленным, что скала, собака и пурпуровые волосы семантически слиты воедино. Здесь скала, у которой привязана Андромеда, сама Андромеда и прожорливое водное чудовище не разъединены на самостоятельные образы, хотя их использование, с точки зрения сюжетосложения, различно. Точно так же Тристан, как каменный утес, Исольда с золотыми волосами и дракон – тоже семантически едины, при различном мировоззренческом использовании этого тождества. Но выясняется и мифологическая роль корабля, который является главной мизансценой любви Тристана и Исольды. В одном случае мы имеем волшебное изделие ремесленной богини Афины – Арго, в другом, более архаичном случае – ящик с Данаей и Пересом, в третьем – корму корабля с привязанной Скиллой, в четвертом – утес, в пятом – спину быка, перевозящего через море Европу. И тогда, кроме корабля Тристана, позволительно вспомнить и шестой случай – объятия Тристана, переносящего на себе через реку Исольду. Вот почему белорукая Исольда ощущает ласки воды и сравнивает их с Тристаном. Таким образом, кельтская поэма сохраняет космическое оформление корабля рядом с реалистическим, взятым из средневековой современности; к космическому образу неолита (камень – утес, дерево -

Комментарии:

1 Il. VI, 344.
2 Od. XVI, 162.
3 Ib. XIV, 29 sq.
4 Ib. XIX, 225 sq.
5 Ib. XII, 73 sq. Аpd. III, 15, 8. Ср. гору Skyllion на Крите; там почитался Зевс Skyllios, St. Byz. S. v.