Сюжет Тристана и Исольды   —   Лист 10 (об.)

ящик) примыкает образ быка, сперва олицетворение воды, затем животного.
В параллель к мегарскому сказанию о Скилле нужно привести и миф Тафоса. Здесь царская дочь Комайто, влюбившись в Амфитриона, вырывает у отца золотой волос бессмертия и предает свою родину. За это Амфитрион убивает ее.1 Комайто – значит «волосопылающая», и для нас очень важно, что дочь и отец, жертва и губитель, наделены одинаковой природой. Волоса снова уподоблены лучам солнца.
Вместе с тем характерно, что все разобранные мифы построены на одинаковой схеме, возможной уже только в условиях родо-племенного быта: царская дочь влюбляется в заморского героя, предает ему свою родину и убегает с ним. Изменяет эта женщина не мужу, а отцу; ее приметой или приметой отца пережиточно являются золотые, либо пурпурные, либо пылающие волосы. В этом отношении приобретает особый смысл основной сюжет Илиады. Нужно вспомнить, что там Хрис требует от Аполлона возврата своей дочери Храсеиды.2 Хрис – значит Золотой, Хрисеида – Золотая. Но и Аполлон, к которому обращается Хрис, его жрец, сам является золотым, золотоволосым3 и с золотой кожей,4 обходящий вокруг свой остров Золотой, как медный Талос обходил Крит;5 его аттрибут золотой лук или серебряный лук6. Аполлон вполне, таким образом, сливается со своим золотым жрецом и вместе с ним гневается на Агамемнона за похищение Золотой Девы. Дочь ли она ему, возлюбленная ли? – Хрисеида космически – соответствие Аполлона, женская сущность его солнечной природы. Ее похитил племенной царь, Агамемнон, и мы знаем из античного фольклора, что она родила от него сына, снова Хриса, снова Золотого. И выдавала его за сына Аполлона:7 следовательно, в фольклоре еще сохранялся вариант мифа, в котором Хрисеида была женой-возлюбленной Аполлона. Параллельно с темой о Хрисеиде в Илиаде идут еще две таких же темы, и мотив оказывается, таким образом, утроен. Это аналогичный рассказ об Ахилле с Брисеидой и о Парисе с Еленой. Что до «второй Хрисеиды», пленницы Ахилла Брисеиды, то она, по глоссе Гезехия, просто

Комментарии:

1 Аpd. II, 4, 7. Метафора вырывавья волос означает смерть. См. Virg. Aen. IV, 700 sq.
2 Il. I, 37 sq.
3 Pind. Ol. VI, 41; VII, 32; XIV, 10; Eur. Supp. 1000 и д.
4 Hym. IХ, 525.
5 Il. I, 37.
6 Passim у Гомера.
7 Hyg. Fab. 120–121.