Слепец над обрывом   —   Лист 4 (об.)

Богатство* – в этом и ее стержень1; но, кроме того, в основе сюжета лежит перипетия героя комедии, Хремила, из бедняка в богача. Да, но почему Лукиан в своем «Тимоне» должен был вывести Плутоса и Пению? – Оттого, оказывается, что Тимон-то сам – это тот же Плутос, эпитетная ипостась Плутоса в его значении «чтимого», «ценимого», «ценного». Но это значение греческого имени «Тимон», имени-эпитета Плутоса, относится к более позднему времени, нежели конкретная сущность Плутоса. Во всяком случае, если говорить только с точки зрения сюжета, то Тимон развертывает образ богача, который теряет все свое богатство и снова становится богачом. Но, как носитель фольклорного мотива, Тимон имеет свой вариант еще в разбираемой пьесе Аристофана; как мы сейчас увидим, Лукиан, посвящая рассказ Тимону, принужден был вывести и Плутоса, а Аристофан, сделав героем своей комедии Плутоса, должен был оставить место и для Тимона. Так вот, в «Плутосе» имеется некто Справедливец. Какова жe его история? – Он рассказывает о себе, что некогда получил богатое наследство и раздал его нуждающимся друзьям, сам же остался беден и презрен ими. «Я думал» – говорит он – «что те, которым я помогал в нужде, будут мне верными друзьями, если сам я стану нуждаться; они же отвернулись от меня и даже не пожелали больше меня видеть»2. И вот, по ходу сюжета у Аристофана, нищий Справедливец сейчас опять разбогатеет, но, конечно, переменит свое отношение к друзьям и ничего им не даст. Итак, перед нами чисто фольклорный мотив о перипетии богача, ставшего нищим, и нищего, который стал богачом: у Лукиана это Тимон, у Аристофана – Справедливец. Не зная Тимона, мы не могли бы указать более полного и наглядного мифа о Плутосе в том его характерном мотиве, где обилие земледельческих даров начинает пониматься, как обилие золота и денег. Тимон, олицетворение щедрости, Тимон, обогащающий людей и дающий пиры – вот первое действие мифа; затем второе – Тимон, грязный и оборванный нищий, который живет в скалистой местности и возделывает мотыгой землю; дальше – золото, вырытое из земных глубин, и Тимон –

Комментарии:

1 Arist. Plut., 604 sq. Этот же композиционный канон выдержан и у Лукиана. Вообще сопоставление двух сравниваемых мною греческих произведений даст полный параллелизм двух структур мифа о Плутосе.
2 Ib., 834: sq. Ср. слова самого Плутоса у Лукиана: «Скольких афинян я сделал из беднейших богатыми… когда же я стал нищим, они меня и знать больше не хотят, и даже не смотрят на меня» (Tim., 2).