Терсит   —   Лист 1 (об.)

в* сущности, являются продолжением таких же, по смыслу, нападок Ахилла; но Гомер сам оттесняет их, выделяя Терсита из всего прочего персонажа. И достигается это тем, что Терсит — единственное в Илиаде отрицательное лицо. Такова его наружность: он самый безобразный из всех ахейцев, горбатый, косой, остроголовый, хромой и плешивый1*. Таков же и нравственный его облик: наглец и нахал, он лишен чувства такта и скромности, фамильярный болтун, ругатель власти, фанфарон и отчаянный трус, готовый на все, лишь бы попаясничать перед народом и вызвать его смех2. И вот Одиссей, возмущенный дерзким выступлением против царя, заставляет Терсита смолкнуть: он угрожает его раздеть до нага, избить и выгнать из военного стана, и, для подкрепления своих слов, тут же бьет его своим скипетром. Терсит плачет, дрожит от страха и вытирает молча слезы; тогда войско смеется над ним и хвалит Одиссея за то, что тот осадил дерзкого оскорбителя, который «поносит царей бранными словами». Вся эта характеристика Терсита, со стороны и его наружности, и нравственного облика, есть типичная для античности «стоячая» характеристика так называемого шута. Каждое действующее лицо имело в античности свою определенную маску поведения, и если мы привыкли встречать ее закрепленной в одной комедии, то потому только, что не подходили с этой точки зрения к эпосу и к другим литературным жанрам. Безобразие, уже само по себе, указывает на отрицательную и, главным образом, шутовскую характеристику персонажа3; что же касается до прочих черт Терсита, то каждая из них в отдельности является как бы дериватом этого безобразия и, вместе с тем, носителем его семантики. Косоглазие, хромота, горбатость, плешивость и т.д. представляют собой обычные физические черты, путем которых метафорически описывается отрицательное лицо4; но, взятые вместе, особенно с прибавле

Комментарии:

1 αἴσχιστος δὲ ἀνὴρ ὑπὸ Ἴλιον ἦλθε | φολκὸς ἔην, χωλὸς δ' ἕτερον πόδα τὼ δέ οἱ ὤμω | κυρτὼ ἐπὶ στῆθος συνοχωκότε αὐτὰρ ὕπερθε | φοξὸς ἔην κεφαλήν, ψεδνὴ δ' ἐπενήνοθε λάχνη, II.II, 216 sq., ср.248 – 249.

2 ὃς ῥ' ἔπεα φρεσὶν ᾗσιν ἄκοσμά τε πολλά τε ᾔδη | μάψ*, ἀτὰρ οὐ κατὰ κόσμον, ἐριζέμεναι βασιλεῦσιν, | ἀλλ' ὅ τι οἱ εἴσαιτο γελοίϊον Ἀργείοισιν | ἔμμεναι, 213 sq.
* μάψ – в журнале напечатано μίψ, но в L-Sc. слова μίψ нет.
3 Dieterich, Pulcinella, 1897, 152 сл.
4 Так смотрит и греческая физиогномика: χωλοί = λάγνοι Aristot. Probl. 880 b; ψεδνὸς=περίεργος, πονηρός, ὀχληρός, φιλάργυρος, ματαιολόγος. Anon. Byzan. Physiogn. 25 (= κύρτος); ὅσοις δὲ τὸ μετάφρενον κυρτόν ἐστι σφόδρα οἵ τε ὦμοι πρὸς τὸ στῆθος συνηγμένοι, κακοήθεις Aristot. Physiogn. 810 b. 56; τοῦ μωροπονήρου (среди уродств) κυρτός, Софист Адамантий Physiogn. В 60 (по Anon. Byzan. 25= ψεδνός) и т.д. О примете глаз и хромых ногах у Dieterich, о. с., 37 – 38. Таковы же у Гомера косые и хромые Мольбы. Совершенно повторяет наружность Терсита Эзоп, который является в фольклоре не «шутом», но «рабом».