нием* остроголовия, они становятся специфической маской именно античного шута1. Да и не одного античного, конечно, а маской шута вообще. И это есть не просто литературный прием и литературная топика, а осколок социальной идеологии: ведь именно в жизни (придворной — особенно) шут имел терситовскую наружность;2 человек, родившийся с горбом и с определенными чертами уродства, шел в шуты, – следовательно, литературный взгляд был только смежен с бытовым взглядом. И тот, и другой вызывались общей семантикой «шута», который представлял собою одну из метафор смерти, как «царь» – одну из метафор жизни; праздник шутов, в общей формуле Сатурналии, показывает единство этих двух аспектов в одном лице «шутовского царя», где эквивалентами «шута» являются «узник», «раб», «дурак» и «разбойник», resp. «вор»3. Этот шутовской царь есть столько же царь, сколько и раб; так сказать, идея праздника заключается в том, чтобы представить переход смерти в жизнь, смену старого и нового года, регенерацию из вчерашнего умирания (его метафоры — «узы», «рабство») в сегодняшнее новое оживание («царствование»). Функции этого перехода несет шут, как олицетворение инвективы (брани – насмешки), смеха и глупости – трех метафорических передач образа плодородящей смерти. И маска нравственной характеристики Терсита состоит именно из этих черт. Его назначение – вызывать смех народа; в своей дерзости и наглости он, прежде всего, дурак, и, наконец, вся его роль исчерпывается тем, что он «поносит бранными словами царей»4*, первоначально принося царям регенерацию в культурном акте публичной брани и публичного обличения. И весь разбираемый эпизод еще полон обрядовых остатков: Одиссей, как это водится при Сатурналиях, бьет шута («набитый дурак»), и сцена побоев проходит в обстановке общего смеха и глумления, подобно всем эпилогам культово-
Комментарии:
|
1 οἱ τὰς κεφαλὰς φοξοὶ ἀναιδεῖς, Aristot. Phys. 812 a 65; φοξὴ κεφαλὴ μεστὴ ἀνοίας (и примета наглецов), Anon. Byz., I. Об остроголовых шутах Dieterich, о. с., 64. О маске шутов – терситов из всех описанных черт, в связи с остроголовием, ib., 152 – 153. Терсит, сценический шут, был героем в сатирической комедии Херемона Ἀχιλλεὺς Θερσιτοκτόνος, TGF, 782.
2 Flögel-Ebeling, Geschichte des Hofnarren и Geschichte des Grotesk-Komischen, 351 sq.; Fr. Nick, Die Hof- und Volksnarren, 1861.
3 Н.Я. Марр, Чуваши — яфетиды, 1926, 52; В.А. Брим, Термин «скоморох», ЯС II, 92; О. Фрейденберг, Три сюжета, Язык и Литература V 42 сл.
4 νεικείειν βασιλῆας ὀνειδείοις ἐπέεσσιν II, 227, Ср. τὼ γὰρ νεικείεσκε, 221, Ἀγαμέμνονα νείκεε μύθῳ, 224, ὣς φάτο νεικείων Ἀγαμέμνονα, 243, ἔθελ' ...ἐριζέμεναι βασιλεῦσιν, 247 и 214, καί σφιν ὀνείδεά τε προφέροις 251, τὼ νῦν... ἧσαι ὀνειδίζων 255).
|