Терсит   —   Лист 2 (об.)

маскарадной* смерти, до Христовой включительно. Здесь же, в угрозе Одиссея, свернуто дана и заключительная часть шутовского обряда: Терсита разденут до нага, изобьют и прогонят из стана1, как всех Сатурналиевых шутов, козлов отпущения, фармаков и т.д.2 И потому-то в за-гомеровском эпосе и в греческом фольклоре Терсит оказывается убитым, причем в одном случае он умирает от пощечины, а в другом — его сбрасывают со скалы,3 – два обрядовых приема в этого рода праздниках. И кто же убивает его, Одиссей? — Нет, Ахилл или мифологически-культовый двойник Ахилла, Мелеагр.

2.


Но по личному ли почину Гомер сделал антагонистом Терсита — Одиссея? — В двух песнях «Одиссеи» мы снова встречаем тип бунтаря и уже прямого святотатца, который идет наперекор Одиссею и возбуждает против него всех спутников. Это — товарищ Одиссея, Эврилох. В X песне он начальствует над 22-мя дружинниками Одиссея и идет с ними на разведку острова, принадлежащего Кирке; но Кирка превращает всех в свиней, а Эврилох спасается и прибегает к Одиссею с донесением. Со стиха 264 этой же песни Эврилох начинает обнаруживать черты трусости и неповиновения: когда Одиссей приказывает ему сопровождать его к Кирке в качестве проводника, Эврилох падает перед ним на колени и со страхом, со слезами умоляет его не итти туда, сам отказываясь следовать за ним и призывая всех к бегству. А со стиха 429 Эврилох обрисовывается, как прямой бунтарь: товарищей, призываемых Одиссеем к Кирке, он останавливает вопреки приказу Одиссея, и нападает на вождя с резкой критикой, вспоминая все опасности, в которые тот уже втягивал их и в своем беззаконии губил их жизни. Одиссей, возмущенный, хватается за меч и уже хочет снести дерзкому голову, несмотря на то, что это его очень близкий родственник, но окружающие предотвращают убийство и успокаивают Одиссея тем, что дают

Комментарии:

1 εἰ μὴ ἐγώ σε λαβὼν ἀπὸ μὲν φίλα εἵματα δύσω, | χλαῖνάν τ' ἠδὲ χιτῶνα, τάτ' αἰδῶ ἀμφικαλύπτει, | αὐτὸν δὲ κλαίοντα θοὰς ἐπὶ νῆας ἀφήσω | πεπληγὼς ἀγορῆθεν ἀεικέσσι πληγῇσιν. 261 sq.
2 H. Usener, Der Stoff des Griechischen Epos, Kleine Schriften, IV, 239, выводил терситовскую природу фармака из обрядовых и этимологических данных, минуя реминисценции самого текста и шутовской роли.
3 Schol. Soph. Philoct. 445; Tzetz, Lycophr. 999, Quint. Smyrn. I, 742 sq. Procl. EGF I, p. 33 Kinkel.