(
ὥς * νείκεσσ'
ὃ γέρων, οἳ δ'
ἐννέα πάντες ἀνέσταν,161 сл.). В XVII песне Главк глумится над Гектором: «Гектор, храбрый с виду, плохой в сражении, о тебе благородная слава, хотя сам ты труслив…» и т.д. (140 сл.). Во всех случаях брань направляется отнюдь не на врага, но на близкого друга (Главк — Гектор), на брата (Гектор — Парис), на любимого героя (Афина — Диомед, Агамемнон — Одиссей), на собственное войско и т.д., причем в результате этой брани силы того, кто служит мишенью нападок, обновляются. Сакральный характер инвективы особенно выдвинут в III песне, где Елена произносит ее непосредственно перед производительным актом с Парисом; этой жестокой бранью (
χαλεποῖσιν ὀνείδεσι) она возбуждает в нем прилив производительных сил (
οὐ γάρ πώποτέμ'
ὧδέγ'
ἔρως φρένας ἀμφεκάλυψεν, 442 сл.), и немедленно после акта инвективы они оба направляются к ложу (426 – 448)
1.
5.
И, наконец, третий антагонист Терсита, Ахилл. Теперь, когда мы уже знаем, что Агамемнон есть и Терсит (включая Эврилоха и Эврибата), вернемся к самому началу Илиады. Перед нами развернутая в целый эпизод типичная сцена обличения и поношения царя. Предсказатель Калхас объявляет, что Агамемнон должен вернуть пленницу Хрисеиду ее отцу Хрису, жрецу Аполлона, иначе этот бог изведет чумой все войско (I 92). Агамемнона раздражает это приказание; он готов ему повиноваться, но хочет взамен Хрисеиды получить от ахейцев какую-нибудь компенсирующую часть общей военной добычи (106 сл.). Это, в свою очередь, выводит из себя Ахилла. И вот, на почве этого спора о военной награде, оба вождя поносят друг друга, и Агамемнон в отместку отнимает от Ахилла его военную награду. И тут-то Ахилл окончательно нападает на него при всем войске, на военном собрании. Он упрекает его в безмерном корыстолюбии, говорит, что им нечем возместить ему потерю пленницы, потому что все лучшие дары и так ему отданы, и, бросая ему свой дар, объявляет об отплытии к себе домой (122 сл., 149 сл., 225 сл., 293 сл.). При этом Ахилл в своей инвективе всенародно называет Агамемнона пьяницей, трусом, корыстолюбцем, народожрателем, собакой (I 122, 149, 159, 225,