Терсит   —   Лист 7 (об.)

«злейший враг»* (Ахилл «злейший враг» и Терситу!), то он враг именно в том смысле, в каком «враг» Эврилох и «друг» Эврибат, в смысле отказа сопровождать, сопутствовать.
Итак, каждый из противников Терсита есть тот же Терсит, имеющий наравне с Терситом и сторону, в которой он Эврилох. Самое имя Терсита, которое трактовалось, как имя дорического божества Theritas – Thersites и означало наглость, дерзость (т.е. Дерзит)1 и показано У з е н е р о м в виде названия божества смерти, олицетворения тьмы и безобразия2, в яфетической лингвистике может быть разъяснено в значении преисподней, смерти3. Генеалогически, Терсит близкий родственник Диомеда4 (всп. Одиссея с Эврилохом!), стоящий в непосредственной близости к Аресу5, сын Дии, двойника Геры6; хромой сын Геры, Гефест, вызывающий смех богов (II. I 595), вмещает в себя и Терсита. Как сын Дии, как коррелят Дио – меда, Терсит приближается к Дию, Зевсу, и окончательно подтверждает свою природу бога и царя, которого поносит, будучи шутом, трусом и наглецом. Сюжетно он может поспорить с Зевсом Агамемноном: миф передает, что Терсит был участником калидонской войны; за то, что он трусливо избег опасности, Мелеагр осыпал его бранью и сбросил со скалы7. Другая версия говорит, что он умер от удара или меча Ахилла за то, что поносил его8. Это нужно сопоставить со сценой в Илиаде, когда Ахилл вынимает меч, чтоб таким же образом убить Агамемнона, но его останавливает Афина и просит заменить убийство — инвективой9; со сценой в «Одиссее», когда

Комментарии:

1 Radermacher, Motiv und Personlichkeit. Rheinisch. Museum, 63, 1908, 463.
2 Usener, Der Stoff, 241 sq.
3 Н.Я. Марр подтверждает это в личной беседе, прибавляя сюда значение «скомороха» и «шута».
4 Apd. I 7, 10; 8, 5 sq. Eustath. 204, 5 к II. II 212. Ovid. Ex Pon. III 9, 9 и др.
5 См. прим. 1 на стр. 240. Usener, op. cit., 250 sq. Ares Theritas и др. Radermacher, op. cit., 463. Тождество Ахилла с Аресом и Агамемнона с Зевсом оставило следы в Илиаде. Зевс говорит Аресу то же самое и в тех же выражениях, что и Агамемнон Ахиллу: ἔχθιστος δέ μοί ἐσσι θεῶν οἳ Ὄλυμπον ἔχουσιν // αἰεὶ γάρ τοι ἔρις τε φίλη πόλεμοί τε μάχαι τε (V 890 ср. I 176). Эта кровожадность и воинственность Ахилла становятся понятны, если он – божество войны в прошлом.
6 Schol. II. II 212 и Ферекид в Schol. ad loc. Usener, op. cit., 242.
7 Pherec. fragm. 85 и Euphor. fr. 131.
8 ...κτείνει Θερσίτην λοιδοροῦντο αὐτῷ Epitom.Vatic. Apd. 64, 5; καὶ Ἀχιλλεὺς Θερσίτην ἀναιρεῖ λοιδορηθεὶς πρὸς αὐτοῦ καὶ ὀνειδισθεὶς etc. Chrestom. Procl. (Arctin. Aethiopica), EGF I 33 Kinkel. Здесь Терсит поносит Ахилла – и убивает его Ахилл.
9 Эта замена очень знаменательна: ἀλλ' ἄγε λῆγ' ἔριδος, μηδὲ ξίφος ἕλκεο χειρί // ἀλλ' ἤτοι ἔπεσιν μὲν ὀνείδισον ὡς ἔσεταί περ, I 210.