Терсит   —   Лист 10 (об.)

конкретизируется* в целом ряде непохожих одна на другую метафор, и одно и то же божество, оставаясь собой и со всей своей диффузностью, проявляется через посредство отдельных, различно именуемых, богов, одновременно и восходящих к диффузному образу этого божества, и представляющих одну конкретную его черту1. В этой стадии бог (условный термин!) вмещает в себя самые противоположные и, казалось бы, исключающие друг друга, представления; не будучи нигде никогда в «чистом» едином виде, нигде никогда таким-то и только таким-то богом, он, как один определенный бог, не существует вовсе; но есть десятки конкретных богов, отражающих конкретную действительность, десятки богов с десятками общих черт, все пронизанные этими общими диффузными чертами, сливающиеся один с другим, повторяющие друг друга, восходящие к диффузному бесполому аморфному образу. Палеонтологический анализ показывает, что в этой стадии Терсит есть Ахилл, Одиссей, Агамемнон, Зевс – и фармак, жертва очищения, шут Сатурналий и т.д. – хотя именно в этой ранней стадии еще не могло быть никого из них исторически оформлено. Здесь смерть – благой аспект жизни, преисподняя — реверс неба. Вторая стадия, историческая, но все еще догомеровская, расширяет репертуар конкретных реальностей, которые ограничивают отдельные черты диффузного образа, уточняют их социально и локально и стабилизируют их. Появляется племя, бог, царь, раб, шут, жертва очищения, обрядовая магия и т. д., и Зевс оформляется в виде бога, Ахилл – героя, Терсит – шута. Диффузный образ неба – преисподней проявляет себя в десятках метафор, порожденных новыми формами хозяйства и общества; здесь уже не только гнев, но бунт, непокорность; не один шут, но и раб; брань становится обрядом, как обрядом становится уход (еще дальше – изгнание) смерти. В этой стадии Терситов бьют и топят, и Терситы своей инвективой перерождают царей, избавляя их и все племя от смерти. Терситы, но не Терсит. Зевсов столько же, сколько черт в Зевсе – Гневающийся (Одиссей), Широкошагающий (Эврибат), Дерзкий (Терсит) и т. д.2, но позднее Зевс

Комментарии:

1 Напр. ногу, из чего развертывается образ «ходьбы», «шествия», «странствия». См. Н..Я. Марр, Постановка, 32.
2 Каждое из этих имен, палеонтологически, означает какую-нибудь конкретную черту, и имя Зевса отличается только социальным оформлением. Но когда Зевс получает централизацию, независимые конкретные черты начинают прилагаться именно к нему, приобретая характер прозвища и становясь его «сторонами». Образ, лежащий в них, развертывается и дает побочные смыслы, описательно повторяющие семантическую основу.