и фигура
* Терсита, и функция Терсита, и результат этой функции: хромой, остроголовый горбун поносит царя, и за это его бьют и выгоняют. Придворный певец осознает этот материал так, как это диктует современная ему общественность, в формах идеологии того класса, который он профессионально обслуживает. И вот Терсит – дерзкий бунтарь, который осмеливается поднимать голос против божественного Агамемнона. Нравоучение – не сознательная тенденция придворного поэта; нет, он остается все время добросовестно эпичен; ему кажется, что сам материал, приносящий физическое уродство Терсита и позорный конец, что морализует сам материал, а не он, певец. И то, что он только то и именно то видит, что общественно и классово осознает, делает его добросовестным эпическим певцом современности.
А сам материал? – И он, оставаясь собой во всей пунктуальности всех своих деталей, покидает себя в каждой новой фазе общественности. Палеонтологическая семантика оформляется в виде схематической структуры сюжета; структура сюжета создает содержание, чуждое этой структуре; и одно состояние переходит в противоположное, всегда будучи изнутри единым – содержание в форму, форма в содержание. Терсит в каждой стадии нов настолько, что только палеонтологический анализ может показать его временное единство от доистории до Гомера, и именно палеонтологический анализ показывает, что гомеровский Терсит есть Терсит единственный, психологически оформленный и исторически охарактеризованный, как определенное общественное лицо. Формы ранние и формы поздние, развертываясь в исторический ряд, в то же время остаются одновременными сами себе; между диффузным образом неба – преисподней и общественным оратором нет никакой связи, хотя Терсит есть именно и то, и это.
О. Фрейденберг.