Яфетический Сборник. 1926.
Recueil Japhétique
В первые руки, протянутые мне, моя первая печатная работа.
ОФ.
15.IX.27.
Thamyris
Когда я занималась «Деяниями Павла и Теклы», мое внимание было особенно заинтересовано именем Θάμυρις. Как мог жених св. Теклы носить имя мифического певца из Гомера? Случайно или органически? Для этого нужно было вскрыть значение этого имени; я произвела анализ в той области, которая была мне доступна в сюжетологии. В сюжетологии же это имя, как материал, сделалось камертоном моих будущих работ и вскрыло для меня целый мир новых сюжетных соотношений и новых научных понятий. Однако, семантика самого имени до сих пор для меня неизвестна. Быть может, яфетическое языкознание поможет мне найти ответ. Я приведу, поэтому, параллели этого имени, как сырой материал для лингвиста, и сюжеты, которые группируются вокруг него, чтоб проверить, совпадает ли семантика имени с семантикой мифа.
Итак, гомеровский Тамирис. История его проста, и едва я скажу, что один кифаред ослеплен музами за хвастовство своим искусством, как расскажу ее всю (Il. III 595 слл.). Но случайна ли эта окаменелость сюжета, не знающая вариантов и «развития»? – Убит женщинами певец Орфей; флейтист Марсий жертва Аполлона; такой же падает жертвой Амфион из-за своей игры; Аполлон убивает певца Лина и музыканта Кинира, Посейдон – музыканта Гиеракса; певца Боримоса губят нимфы, певца Алфея и героя свирели Дафниса ослепляют богини