Thamyris   —   Лист 2 (об.)

с его мусической природой, представляемой природой солнечной.1
Оттого Тамирис сын певца Филаммона и внук Аполлона.2 Я не буду приводить биографии Филаммона: миф компонует одного члена семьи по чертам другого, и потомок всегда повторяет предка. Впрочем, такая «горизонтальность» мысли присуща архаике, как метод: это сказывается и в стабильности имен, и в переходящей от отца к сыну профессии или классовой принадлежности, и во всем том, что мы совершенно обратно воспринимаем, как «преемственность» и «традицию». Одно только я скажу о Филаммоне, и то для того, чтоб выдвинуть еще и третий закон в конструкции архаического мифа, тожество основателя культа с его божеством: это установление Филаммоном Лернейских таинств (Paus. II 37, 2).3 Их сущность для меня безразлична; но первенствующее значение имеет для меня «семантическая локализация», т. е. тот канон неподвижной сюжетной конструкции, в котором раз навсегда, как в конкретной местности, городе, стране, дана Фиксация мифологической идеи. И вот: Лернейские таинства совершаются в честь Деметры Лернеи, в Дерне (Paus. II 36, 7); здесь локализуется история Ио, потерявшей сына и в скитаниях нашедшей его, Ио, построившей храм Деметре и самой являющейся той же Деметрой (II 1, 3); здесь повторяется и приурочивается рассказ о похищении Плутоном Коры (II 36, 7); здесь Дионис спускается в подземное царство в поисках за своей

Комментарии:

1 Н. Я. Марр, op. cit.; Леоп. Воеводский. О занятиях Гомеровским эпосом, 469 (связь сияния, свечения, песни-слова). Ср. название древнего бенгальского музыкального инструмента damaru, который особенно любит бог Шива.
2 Il. l. с.; Ферекид у Sch. Od. 19,432; Оv. Met. ХI 316 sqq.; Hyg. fab. 161, 200 Филаммон, несомненно, теофорное имя Φιλω-άμμων, ср. Гермес Παρ-άμμων, сын Зевса-Аммана и Геры Аммонии (Paus. V 15, 11) – эллинистическая египтизация, коснувшаяся и Тамириса, как сына Аммана. В позднем Египте, в свою очередь, встречаем имя правителя Тамириса (Ист. Челов. Гельмгольта, III 669).
3 Н. Я. Марр в своих работах и лекциях показывает лингвистическое тождество между богом, жрецом и предметами культа: в этом я вижу прямое подтверждение своей мысли.