Thamyris   —   Лист 3

матерью (ib.). Семантика Лерны ясна: страна смерти, в которой пребывает женское божество до времени; к ней, как и к канону лернейских сюжетов, прикрепляется одна неподвижная идея и одна неподвижная композиция мифа о спусках в подземное царство, об исчезновении, скитаниях, поисках. Еще одна особенность архаической мысли: нет различия между страной, сказанием, действием, вещью, есть только «локализация идеи», только один семантичный объект, как олицетворение таких-то представлений. Подойдите к городу сюжетно- семантически – и перед вами всегда окажется двойник всех его местных сказаний.1 Но значит-ли, что Филаммон, учредивший Лернейские таинства, сам есть олицетворение Лерны и eе божества, а за ним, по сюжетному наследству, и Тамирис? Для проверки мы можем взглянуть на генеалогию Тамириса и на мифы поздние, которые остаются верны сюжетным нормам; они говорят, что женская линия в роду Тамириса связана с Деметрой, мужская с Дионисом;2 и сюжетный канон состоит из рассказов о любви к прекрасному, насильственно погибающему юноше;3 то тетка Тамириса губит нежного Антея, цветок, в низинах колодца, то дядю Тамириса увлекают нимфы на дно реки или колодца.4 Сюжетный «герб», этот тотем мифа, один и тот-же: спуск, исчезновение в страну смерти, в воду, в любовь и месть женщины; и повторение этой же идеи в компановке героев, где она – великое женское начало, он – нежное юное дополнение. Мы увидим ниже, что обязательная орнаментика именно этих сюжетных единиц в мотивы исчезновений, поисков и нахождений – есть узорный трафарет во всех мифах-биографиях божества смерти и роста.

Комментарии:

1 Лингвистика отвечает на это в статье Н. Я. Марра, Первый средиземноморский дом. ИРАН, 1924, 226 sqq.
2 Об этом подробно говорит одна из глав моей неизданной работы «Происхождение греческого романа» (1923), 36 sqq.
3 Ор. cit., 36–37.
4 Parthen. Narr. Amat. 14; Anton. Liber. 26.