Thamyris   —   Лист 4

риса, Дионис1. Вот еще, таким образом, возврат к греческому мифу: Тамирис финикийский тожествен, через Диониса и врага – водную стихию, гомеровскому Тамирису. Но есть и отличие. Божество реки, горы и дерева,2 оно разнится от подчиненных и нежных модификаций Адониса; здесь оно – Зевс (Ζεὺς-Δημαρούς, Philo Bibl. l. с.), член могущественной триады богов, уже из разряда Зевсов-Ваалов. Мы обращаемся к Бериту, месту его культа, и застаем там, наряду с местным Посейдоном, местного Диониса: помимо легенд, он является нам и на монетах.3 По-видимому, местный культ отожествлял его с Асклепием-Эшмуном, богом целителем и прорицателем.4 Беритский Дионис ни греческое божество, ни финикийское;5 оно только «сюжетное», и реальна одна его формула понятий: сила, связанная с подземным миром, врачующая и дающая прорицания, воплощенная в дереве и воде.6
Это еще одна составная часть все того же единого герба. Тацит рассказывает, что один киликийский прорицатель отправился на Кипр, где положил начало культу Афродиты, и сперва его потомки жречествовали вместе с потомками Кинира, но затем Кинириды вытеснили их (Hist. II 3). Имя этого прорицателя было Tamiras7. Кто был Кинир, мы знаем: жрец и учредитель культа Афродиты, отец Адониса, музыкант, сам дублирующий

Комментарии:

1 Nonn. Dionys. 43, 13. см. Моvers. Die Phoenizier, II 661.
2 Baudissin. Adonis u. Eschmun. 1911, стр. 257, прим. 4.
3 Rouvier. Numism. des villes de Phénicie. Journ. Internat. d’archéol. numism. 1900, III 288.
4 Baudissin, op. cit., 231 sqq. У Страбона (756) река Ταμύρας упоминается вместе со святилищем Асклепия, и оба они лежат между Беритом и Силеном, где культ Диониса имел наибольшее распространение.
5 Домыслы Дамасция приписывали ему исконную финикийскую природу но не греческую и не египетскую; однако, ни Филон, уроженец Библа, ни реалия Берита не могут воспроизвести его имени осмысленно.
6 Baudissin, ор. cit., 257, 4.
7 Старые ученые пытались связать имена Тамираса и реки Таmyras. См. Мovers, ор. сit., 661; Engel. Куpros, 1841. II 103; Chwolson. Die Ssabier, 1856, II 292. Тамираса и гомеровского Тамириса сопоставлял М. Ohnefalsch-Richter, Kypros, d. Bibel u. Homer, 1893, 260.