Thamyris   —   Лист 5

истории! Здесь герб берег свой узор хтонической эмблемы: реки Ахеронт и Ахелой, воды Кокита, царства Феспротов и Молоссов1 обвевают Додону дыханием смерти, подобно Лерне. Борьба с рекой и здесь: Геракл борется с Ахелоем, как Тамирас с Понтом и Посейдоном, как нежные юноши с нимфами, упадая на дно колодца. В царстве смерти – божество света: Δωδωναῖος был житель Гипербореи, солнечной страны-страны смерти (Etym. Magn.). Царь Молоссов – Смерть, Аидоней; сюда спускается двойник Диониса, в поисках жены-сестры2: мотив Лерны. Но в Додоне мы имеем и полную картину божества: гора, у горы дуб, из-под дуба пробивается источник, который сам прорицает.3 Здесь наглядна связь между горой, водой, деревом и мантикой, как дериватом смерти. Если прибавить былую выдвинутость женского начала,4 то близость с Тамирисом усилится. Но еще показательней, что миф и сюжет трактуют додонского прорицателя, как олицетворение воды и преждевременной смерти (Paus. I, 36, 4); точно он из Дерны или Кипра; и сейчас же убийца этого додонского прорицателя (а μάντις, мы видели, есть и жрец и сам бог) в варианте мифов явится благодетелем и защитником.5 Достаточно ли узко взять понятие «жертвы» и «губителя» даже в их единстве? Закон сюжета еще алгебраичней: герой погибает в своей собственной стихии, чтоб возродиться в ней же. Губителя нет, как и жертвы. Я и вне-я слито.
Оттого мифических юношей всегда губит их мать. По Геродоту, царица Массагетов убивает Кира Старшего в отмщение

Комментарии:

1 См. Саrараnos. Dodone et ses ruines, 1878. I 146 sqq.
2 Plut. Thes. 31.
3 Od. 14, 327; Il. 16, 233; Serv. Aen. III 466.
4 Диону вытеснила впоследствии Афродита, но жрицы продолжали играть видную роль и были пророчицами; самый культ был основан именно женщинами (признак, что и божество было женское!) и возвещен через голубиц. Hrd. II 54 sqq. Suidas s. v. τόμουροι. Имя одной из учредительниц культа Τιμαρέτη не героизировано ли Геродотом? Мать Адониса, дерево, называлась и Θυμαρέτη (ad. Dion. Perieg. 509, GGM. II). Я подозреваю здесь имя женское богини, pendant к Томару, которое один грек пытался рационализировать через τιμή, другой через θυμόσ.
5 Ср. Paus. l. с. с Diod. I 29, 2; Nonn. Dion. XIII 171.