фантазия* удовлетворяется, но, увы, до срока; краткий интервал кончается, его раздевают, бьют и вешают.1 Из смерти он взят и в смерть возвращен: вот тот же сюжет и с тем же мотивом «водворения», но с идеей более обнаженной и первичной. Она позволяет нам сказать, что мотивы «нищеты», «заточения», «временного удаления» транскрибировали в наших сюжетах только идею смерти. Но обратим внимание: обрядовая драма дает нам те же моменты, что и драма сценическая, то есть завязку на царском троне (у нас царское ложе или гроб), затем момент пира, далее – соединения, а там и развязку, с тем же переодеванием и побоями. Значит, наши мотивы в цикле просмотренных нами сюжетов не произвольны и не придуманы гениальной фантазией отдельных авторов, как не случайно присутствие у Шекспира «драмы в драме», т. е. дважды воспроизведенного разыгрывания.2 Разве не замечательно, что во всех обрядах разбираемого жанра основные эпизоды являются действительной репрезентацией именно наших повествовательных мотивов: освобождение узника из темницы, переодеванье, трапеза, опьянение, побои, наличие функционально-женской роли и двух мужских – дублера и ушедшего со сцены «хозяина»?
Но где же он? – На это отвечает тот же обряд в быту, за стенами дворца. В эти дни хозяева и слуги менялись функциями; один раб, одетый в царское платье, владычествовал над домом, в то время, как хозяин играл роль его раба; в Вавилоне и Персии, в Греции и Риме, во время таких обрядов слуги играли роль господ, господа – слуг.3 Конечно, чересчур оптимистично было бы считать, что это были дни каких-то социальных перегруппировок; приуроченье к праздникам земледелия и нового
Комментарии:
|
1 Так, напр., по Диону Хрисостому (De regno IV 66 sqq.): Λαβόντες, ἔφη, τῶν δεσμωτῶν ἕνα τῶν ἐπὶ θανάτῳ καθίζουσιν εἰς τὸν θρόνον τὸν τοῦ βασιλέως, καὶ τὴν ἐσθῆτα διδόασιν αὐτῷ τὴν βασιλικήν, καὶ προστάττειν ἐῶσι καὶ πίνειν καὶ τρυφᾶν καὶ ταῖς παλλακαῖς χρῆσθαι τὰς ἡμέρας ἐκείνας ταῖς βασιλέως, καὶ οὐδεὶς οὐδὲν αὐτὸν κωλύει ποιεῖν ὧν βούλεται. μετὰ δὲ ταῦτα ἀποδύσαντες καὶ μαστιγώσαντες ἐκρέμασαν.
2 Поэтому и в Средние Века во время этих обрядов было принято разыгрывать комедии и вообще всякого рода представления. Disraeli, Curiosities of Literature, 6-е изд., 1817 III 255, 267.
3 Берос и Ктесий у Athen. 639 С.
|