Три сюжета или семантика одного   —   Лист 9

немецкой* сказки.1 Конь, как жених, или жених, как конь: архаичный образ, законно оставшийся в сюжете об укрощении, где женская роль, первоначально, у кобылицы. Но здесь мы вступаем в мир зоологии и таких метафор, которые для нашего современного мышления совершенно непонятны; поэтому, чтоб не навлечь на себя, вместо до-истории, скепсиса за их семантику, я прежде всего приведу серию сюжетов, где наши детали получат устойчивую типичность.

12.
Вот IX-я новелла IX-го дня Декамерона с таким сюжетом: один муж поведал царю Соломону о своей непокорной жене, и тот велел ему пойти на Гусиный мост; пошел туда муж и видит – погонщик бьет непокорного мула; конечно, муж идет домой и применяет «метод» к жене.2 Этот сюжет построен на самом наглядном параллелизме: укрощение мула, путем побоев, и укрощение женщины, путем таких же побоев. Фокус завязки и развязки – обед. Вот рассказ у итальянского новеллиста Страпаролы: жена строптива, муж после свадьбы закалывает на ее глазах лошадь и тем укрощает жену.3 Вот фаблио: муж после свадьбы едет с женой в загородный дом, где укрощает жену побоями (ее и слуг) и убийством лошади и собаки, с завязкой вокруг обеда.4 Вот испанский новеллист Дон Хуан Мануэль Кастильский: укрощение в связи со свадьбой, с обедом и с лошадью.5 Что касается до кошки, то в персидском фольклоре существовал сюжет об укрощении надменной жены путем убийства ее любимой кошки.6 И так дальше, и так дальше. Теперь уже и без того ясно, что строптивая жена – это непокорное животное, требующее укрощения.

Комментарии:

1 В этой сказке конь и король с бородой дрозда тождественны. О коне-дрозде см. Н. Я. Марр, Филистимляне и т. д. Еврейская мысль, 1925, 4–5. Мотив, стертый в сказке, рельефен у Шекспира.
2 Giov. Boccaccio, II Decamerone. Лондонское изд. 1725 годы (il ponte all’oca).
3 Giov. Frans. Straporola da Caravaggio, Le piacevoli notti. VIII 2, Collezione di opera inedite o rare di scr. Ital. d. XIII-XVI sec., 1898.
4 Barbazan IV, 365.
5 Don Juan Manuel, El conde Lucanor, 49, изд. Колера 1840.
6 Malcolm, Sketshes of Persia, 1827, II 54.