Три сюжета или семантика одного   —   Лист 14

образ* представляет собой ту или иную метафору действительности, но не действительность, как таковую. Поэтому, за каждым образом лежит та или иная реальность, и речь идет каждый раз особо только о том, что именно из реального мира передается в данном образе, каким реальным явлением локализован данный образ; между тем, такой «инкарнацией» образа является метафора, – если согласиться, что она не есть просто отвлеченность и «перенесение», а идеологическая единица, органически слитая с реальность. При такой подходе не может быть преимущества одной метафоры над другой; каждый образ есть метафора, каждая метафора есть уточненный образ. Другими словами, мы схватываем родовое единство образа только в его уточнениях: образ проявляется только в различиях своих передач. Между метафорами, передающими образ, и между самим образом, передаваемом через них, никак не провести ни линеарного ряда, ни преемственности, прямой или прерывистой. Перед нами все время находится не ряд, но система, и выводить ее происхождение приходится не за счет того или иного члена этой системы, а совсем из другой области, лежащей вне данной системы, – из общественной идеологии. Точно также, одного сюжета, как источника наших трех, в реальности никогда не было; он один, посколько развертывает все время только один образ, но его три (или может быть множество), посколько метафоризация этих развертываний тройная и укладывается в три отдельных цикла. «Одно» дало «три» и могло бы дать сколько угодно больше – не превышая, впрочем, явлений окружающей жизни, которые попадают в общественный кругозор и создают локальности данного образа. Итак, сюжет порождается идеологией данной общественной группы и выражает, проявляет себя в различиях своих мотивов, всегда сводимых к идеологическому единству, но в оформлении ничем не похожих друг на друга, как непохожи, внешне пестры и, казалось бы, хаотичны сами общественные явления. Точно так же и великие писатели XVII в., культивируя древний сюжет, не прибегают к нему в качестве случайного, только им свойственного, личного приема творчества, а являются

Комментарии: