Три сюжета или семантика одного   —   Лист 14 (об.)

представителями* общей идеологии того времени и той общественности, требовавшей именно такого литературного приема; поэтому все авторы без исключения пользуются в XVII в. до-историческим сюжетом, не отдавая себя отчета, в том, что это не чей-то частный произвол, а общее выражение общественной идеологии. Почему – на это ответить здесь не место, да и вопрос этот, впервые выдвигаемый в таком объеме в отношении ко всему т. н. готовому сюжету, очень серьезен. Конечно, чересчур узко и слепо говорить об одних рудиментах и считать, что палеонтологическая семантика вплоть до XIX в., в виде «подражаний» и «пережитков», довлеет сама себе. Здесь идет речь, конечно, о совершенно новых проблемах, решение которых впереди. Но несомненно одно: XIX в., с которого начинается новая общественно-экономическая эра, проходящая под знаком капитализма, индивидуализма и частной свободной инициативы, является конечной границей готового сюжета и началом сюжета свободного.
1925 г* .

Комментарии: