(Вступление к греческому роману)
История изучения греческого романа определяется очень легко: Эрвин Родэ начал его и кончил. Было много попыток до его знаменитой книги (Der Griechische Roman und seine Vorläufer, 1-е изд. 1876 г.)a, было их ещë больше в последующие годы; в частности, Россия имела своих исследователей в лице А. И.* Кирпичникова и А. Н. Веселовского. Однако, упоминание всех этих имëн было бы чисто условным: все знают, что в изучении каждого вопроса есть только несколько центральных, самостоятельных работ, вокруг которых наслаивается целая литература рецензий, отзвуков, компиляций. В данном случае, греческий роман рассматривался Эрвином Родэ, как жанр эротический; и если мы отбросим частности, с которыми то соглашались, то не соглашались другие учëные, то окажется, что эротическая основа греческого романа была принята всеми. Именно в этом смысле Эрвин Родэ и является для нас «классиком», самым законченным и совершенным выразителем известной научной школы, и роль его ещë так для нас жива, что нам незачем прибегать к его мëртвым «историческим заслугам». Но Родэ классик ещë и в другом отношении: занимаясь развитием греческого романа, он доводит до совершенства историко-литературный метод, и показывает, начиная с самых ранних этапов, весь постепенный ход созидания, сначала из двух, а потом из трëх, элементов «эротики, географической фантастики и риторики» – греческого романа. И вот с этой-то, второй, точки зрения, между эпохой Эрвина Родэ и нашей лежит «история», с еë «историческими заслугами», требующими нового исследования.
Нет сомнения, что историко-литературный метод в наши дни удовлетворяет не всех. Он носит в себе крупную методологическую ошибку, позволяя исходить из наиболее отдалëнной фазы развития,