подспорье, это химический реактив, способ перемещения в иную среду, которая даëт то же самое вещество в обстановке новой, годной для отличений. Коренная ошибка историко-литературного метода заключается в том ещë, что он принимает жизнь памятника, созданного человеком, за органический процесс внутри самого литературного явления; что законы литературной анатомии или физиологии он смешивает с явлениями человеческой культуры, истории, психологии творчества. Правда, мир един; правда, психология – дитя внутренних отправлений; но нельзя одновременно изучать историю цивилизаций и химию, хотя вне всякого сомнения, без химии не существовало бы цивилизации. Наблюдая эволюцию или генезис от памятника к памятнику, историко-литературный метод изучает обособленную плоскость культурно-историческую, как формальная филология и поэтика – область историко-творческую. Под происхождением формальная филология понимает происхождение памятника, и если Родэ ведëт начало греческого романа, примерно, от Гомера – то он методологически прав. Мы можем только возражать, когда нам говорят историки литературы и филологи-формалисты, что генетической основой романа являются основы эротики и фантастики, – и то потому лишь, что нам не показали присутствия этих элементов в самом романе. Другими словами, каждый метод имеет право на существование, и нет в науке готовых колодок и «обязательных постановлений». Есть лишь соответствие между материалом и его разработкой. Конечно, мы не можем возражать против теорий заимствования и литературных влияний, раз речь идëт о жизни писанных произведений и об импульсах и способах написания или возникновения, творческого и историко-культурного. Но если способы эти и импульсы переносятся на неорганический мир самого литературного произведения; если законы человеческие начинают смешиваться с законами литературными, а процесс памятника с процессом автора, – тогда мы
Комментарии: