Характеры Теофраста   —   Лист 12 (об.)

ней, он льет* на них масло из склянки и, упав на колени и отвесив поклон, удаляется. И если у него мышь прогрызла мешок с мукой, он отправляется к толкователю, спрашивая, что следует делать, и если толкователь отвечает: отдать зашить кожевеннику, он не обращает на это внимания и, возвращаясь домой, приносит очистительную жертву. И он силен часто совершать очищения дома, говоря, что накликали Гекату; а если во время его ходьбы закричат совы, он пугается и, сказав: «Афина – сильнее!», так продолжает путь. И он не хочет ни ступать у могилы, ни подходить к покойнику или роженице, но говорит, что для него самого полезно не оскверняться. И по четвертым и седьмым дням, приказав варить вино домашним, он, выйдя, покупает мирты, ладан и жертвенные лепешки, а вернувшись домой, целый день увенчивает статуи Гермафродитов. А если увидит сон, идет к снотолкователям, к прорицателям и к птицегадателям, спрашивая, какому богу или богине следует молиться. И, будучи посвящен в таинства, он ежемесячно отправляется к жрецам, посвящающим в орфические таинства, вместе с женой, а если у жены нет времени, то с кормилицей и детьми. И он, повидимому, среди тех, которые окропляются с усердием морской водой. А если он когда-нибудь увидит на перекрестке увенчанного чесноком, он омывается с головы до ног и, позвав жриц, велит им очистить себя со всех сторон помощью морского лука или щенка. А, завидев бесноватого или эпилептика, он, содрогнувшись, плюет себе в пазуху.
Совершив заупокойные обряды. Они состояли в очищении (покойник считался скверной): мытье рук, окропление тела священной водой, жевание лавра и т.д.
Кошка. Дословно – ласочка.
Ручную змею. Говорится о коричневой безвредной змее.
Сабазий. Фригийский бог с мистериальным культом, близок к Дионису.
Священную. В культе Сабазия почитались змеи. Рукописное чтение, против Фосса.
Киотик. Вероятно, небольшая шкатулочка – шкафик – вместилище статуи бога или жертвенных даров. Поправка Дюбнера.
Лоснящихся камней. Камни – фетиши, которым поклонялись на перекрестках дорог, смазывали их маслом, украшали венками и т.д.
Прогрызла мешок. Он сделан из кожи.
Геката. Зловещая богиня привидений; фигурирует в суевериях и колдовстве. Считалось, что враги могли накликать ее на дом, и тогда она приносила несчастья.
Крик совы. Дурной знак. Произносится магическая формула «Афина сильнее», ибо сова посвящена Афине, и сама Афина некогда была совой.
Ни ступать у могилы. Покойник и роженица считались скверной.
По четвертым и седьмым дням. Магические числа.
Покупает мирты. Приносившие жертвы носили мирты. Ладан и лепешки сожигались, как приношение богам.
Гермафродитов. Статуи полумужских, полуженских божеств. Культ чужд классической Греции.
Орфические таинства. Мистериальный культ: основывался на учении об исконной пытке души, заключенной из-за первородного греха в могилу тела. Поэтому практическая мораль настаивала на аскезе и очищении.
Увенчанного чесноком. Это или носители скверны, вроде козлов отпущения, или бродяги, поедавшие на перекрестках «обеды Гекаты».
Помощью морского лука и щенка. Особый вид очищения.

Комментарии: