Характеры Теофраста   —   Лист 16

их*. Отправляясь к кому-нибудь, он посылает вперед сказать, что идет, и не позволяет входить к себе, когда он умащается, моется или ест. Конечно, и когда он с кем-нибудь сосчитывается, он велит рабу разложить камни для счета, и, получив сумму, записать ему в счет. И, посылая письма, пишет не: «Ты доставил бы мне удовольствие», а «Я так хочу!» и «Я послал к тебе получить», и «Чтоб иначе было», – «Быстрее же!».
Сам он не ест с ними. По греческим понятиям, он этим лишает друзей чести. Здесь угощения вынужденные, которые он должен был, как гражданин, время от времени давать.
Не позволяет входить. Во время умащения, мытья и еды принимали гостей.
Посылая письма. Существовали особые формулы эпистолярной вежливости, нарушать которые было не принято. Здесь они заменены грубостью.
XXV. Трусость
Несомненно, трусостью могла бы считаться душевная наклонность к страху, а трус это тот, кто во время плаванья называет скалы пиратскими суднами. И во время прилива волн спрашивает, есть ли кто-нибудь среди плывущих, не посвященный в мистерии. И, выглядывая, расспрашивает кормчего, держится ли он середины и как он боится относительно погоды, и рядом сидящим говорит, что он боится по причине какого-то сна. И, сняв короткий хитон, дает его рабу, и сам просит отвести его на землю. И, участвуя в сухопутном сражении, призывает делающих вылазку и приказывает, осмотревшись, прежде всего встать около него самого, и говорит, что поручено разведать, которые здесь враги. И, слыша крик и видя падающих, он, говоря окружающим, что забыл в суматохе взять меч, бежит в палатку; и, выслав раба и приказав ему разузнать, где находятся враги, он прячет меч под подушку. Затем он мешкает долго, как бы ища его в палатке. И, увидев, что вносят какого-нибудь раненого друга, он подбегает, велит ему не терять бодрости духа и, поддерживая, несет. И он ухаживает за ним, и обмывает его губкой со всех сторон, отгоняет мух от ран, предпочитая делать все это, но только не сражаться с врагами. И, когда трубач трубит в поход, он, сидя в палатке, говорит: «Убирайся к чорту!... Не дает человеку заснуть, трубя изо всех сил.» И весь в крови от чужой раны, встречает идущих с битвы и рассказывает, как «с большой опасностью я спас одного из своих друзей». И он приводит показать лежащего демотам и филетам и при этом рассказывает каждому в отдельности, как сам он, собственными руками, принес его в палатку,
Пиратскими суднами. Дословно «в 1–1/2 раза большими»; некоторые комментаторы принимают это за обозначение пиратского судна, ссылаясь на Арриана.
Непосвященные в мистерии. Присутствие на корабле нечестивца могло принести несчастье всем пассажирам, так как море считалось священным. Посвящение в мистерии гарантировало, в этом смысле, благополучие.
Хитон. См.XI.
Демотам и филетам. Гражданам дема и филы. Десять демов (округов в Аттике) составляло филу.

Комментарии: