Характеры Теофраста   —   Лист 16 (об.)

XXVI*. Любовь к олигархии
Любовью к олигархии могло считаться некое непреодолимое стремление к сильной власти, любящий же олигархию тот, кто во время совещания демоса об избрании лиц для совместной с архонтом заботы о процессии, подходит с отказом; и, если нужно послать послов, говорит, что они должны иметь неограниченные права; и если их предлагается десять, он говорит: «достаточно одного», а этот зато должен быть мужем; и из стихов Гомера он имеет только один этот в виду: «Нет в многовластии блага, да будет единый властитель»; а о других он ничего не знает. Несомненно, он же силен такими словами пользоваться, как: «Нужно самим нам, сойдясь вместе, относительно этого посовещаться и от черни и от площади отдалиться и перестать приближаться к должностям; и, сами получая из-за них оскорбления или бесчестие, [должны] сказать, что «или им или нам следует проживать в городе!» И, посредине дня выходя и завернувшись в плащ, по моде постриженный и со тщательно подрезанными ногтями, он высокопарно говорит, бросая такие слова по дороге в Одеон: «Из-за сикофантов невозможно жить в городе», и что: «В судах сильно мы претерпеваем от судей», и что: «Я удивляюсь тем, которые обращаются к государственным делам, чего они хотят», и что:» «Непостоянна толпа и всегда принадлежит тому, кто разделяет и дает [ей]». И что он стыдится в народном собрании, когда рядом с ним сидит кто-нибудь бедный и грязный, и говорит: «Когда мы перестанем погибать от литургии и триерархий?» и что ненавистен род демагогов. И говорит, что Тезей первым явился виновником государственных бедствий: ибо он, согнав толпу из десяти городов в один, привел царство к разрушению; и справедливо сам потерпел, ибо он первый от них погиб. И все другое в таком же роде он говорит чужестранцам и гражданам с одинаковым образом поведения и предпочитающим то же самое [что и он].
Демос совещается. Т.е. на народном собрании.
Из стихов Гомера. Ил. II, 204, Слова Одиссея.
Посредине дня. Когда нет «черни» – заняты работой и заседают в судах.
Одеон. Афинский Одеон построен Периклом для музыкальных состязаний во время Панафиней. Примыкал с восточной стороны к театру Диониса; небольшое круглое здание с колоннами.
Из-за сикофантов. Категория людей, занимавшихся доносами с обвинением в антигосударственных преступлениях. При осуждении обвиненного получали часть имущества. Чрезвычайно развито в Афинах и особенно в IV веке.
Кто разделяет и дает. Имеются в виду выскочки, завоевывавшие популярность широкой раздачей денег.
Тезей. Мифический царь Афин, основатель афинского государства, народный герой. По преданию, он соединил аттические общины в один город.
XXVII. Запоздалое ученье
Запоздалое ученье могло бы считаться трудолюбием, превосходящим возраст, а запоздалый в учении это тот, кто выучивает речи шестидесяти лет от роду и, говоря их во время пирушки, забывает. И выучивает от сына «Направо!» «Налево!» и «Назад!» И во время

Комментарии: