ничего* нет равного. Доказательство вот: ведь своей жене, принесшей ему в приданое талант и от которой у него родился ребенок, он дает три медных гроша на еду и заставляет ее мыться в холодной воде в день Посидона». И, сидя с кем-нибудь, он силен говорить о только что ушедшем и, взявшись рассказывать, не удерживается даже от обругивания его домашних; и больше всего он говорит дурного о домашних и друзьях и об умерших, называя злословие откровенностью, демократичностью и свободой, и делает это с наибольшим удовольствием из всего в жизни.
Так наставническое возбуждение делает людей бешеными и сумасшедшими нравом.
Наклонность. Поправка Казобона.
Составители родословий. Пародия на древних генеалогов.
Сосия. Рабское имя.
Сосистрат. Имя значит «Сосий воин». Хотя он и служит в войске (рабам запрещалось), его имя продолжает напоминать рабское происхождение.
Сосидем. Имя значит «Сосий гражданин». Рабы не имели прав гражданства. Хотя Сосий получает права и меняет имя, но рабская сущность остается.
Благородная Фратта. Ирония: Фратта = Фракиянка, этническое имя рабыни.
Подобные женщины. Продажные.
Заслуживающий плети. Т.е. раб: свободного нельзя было бить.
Дом с поднятыми ногами. Циничное выражение о женщине.
Подслушивают у дверей. Воспроизводят привычки рабов.
Талант. Денежная сумма в 60 мин, больше тысячи руб.
Ребенок. Если женщина умирала бездетной, ее приданое возвращалось отцу. В данном случае мужу обеспечивались деньги жены.
День Посидона. Самый холодный.
Об умерших. Отзываться дурно об умерших считалось нечестивым.
Наставническое возбуждение. Чтение неясное.
XXIX. Любовь к низости
Любовь к низости есть влечение к дурному, любящий же низость тот, кто встречается с потерпевшими поражение в суде и осужденными в общественном процессе и считает, что если будет с ними водиться, то станет более сведущим и более страшным; и относительно честных людей говорит: «бывает», и утверждает, что никто не честен и одинаковы все люди; и он же рассуждает, кто есть честный человек, а негодяя называет свободным; и если кто-нибудь хочет распространиться о негодяе, он соглашается признать за правду все остальное, что говорят о нем люди, но некоторых о нем вещей, по его словам, он не знал; но что тот прекрасно одарен, и любящий товарищ, и тактичен; и настаивает в его пользу, говоря, что он не встречал человека более достойного; и он благоволит к нему в народном собрании, когда тот произносит речь или судится в суде; и он силен говорить сидящим с ним рядом, что нужно судить не человека, но дело; и утверждает, что он собака демоса, ибо подстерегает он совершающих несправедливости; и говорит, что: «Мы не будем иметь людей, которые смогут болеть делами государства, если будем отпускать подобных людей». Силен он также и быть заступником негодяев, и заседать в суде в пользу низких дел, и разбирая судебное дело, принимать сказанное противниками в худшем смысле.
Комментарии: