История архива
Идея целенаправленного формирования собственного архива возникла у Фрейденберг примерно в 1946 г. В это время, находясь в состоянии тяжелого душевного кризиса, она, желая скорой смерти, думает о судьбе своего научного наследства, которое в большинстве своем так и не увидело света. Она принимает решение завершить и подготовить все свои дела, дописать начатые работы.
Примерно в это же время (1946–47 гг.), она получает письмо из Государственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина с предложением передать в рукописный отдел библиотеки свой архив.
Основная работа по подготовке материалов была проведена Фрейденберг в 1947–50 гг.: уничтожены ненужные с ее точки зрения материалы; некоторые документы включались в Записки или переписывались туда, а затем уничтожались. Были приведены в порядок многие научные работы самой Фрейденберг – многие были перепечатаны, а рукописи и черновики частично уничтожены, частично разрезаны на мелкие клочки, оборотные стороны которых были использованы для других записей. Часть сохранившихся в архиве О.М. Фрейденберг документов ее отца, журналиста и изобретателя, Михаила Филипповича Фрейденберга (1852–1920) после ее смерти были переданы Центральному музею связи им. А.С. Попова в Ленинграде, часть, в том числе макеты изобретений – Политехническому музею. В архиве сохранились дубликаты Записок изобретателя и других материалов, дублирующих материалы, переданные на государственное хранение. Картины Леонида Осиповича Пастернака и некоторые другие картины были переданы наследницей в Русский музей.
После смерти О.М. Фрейденберг в ее архиве находились 4 работы И.Г. Франк-Каменецкого. По просьбе египтолога И.Г. Лившица в августе 1955 г. Р.Р. Орбели нашла эти работы и, по-видимому, передала родственникам (в архиве Фрейденберг эти работы не сохранились).
В середине 60-х гг. архивом Фрейденберг интересовались родные с материнской, Пастернаковской стороны – Лидия Леонидовна Пастернак, Евгений Борисович Пастернак и его жена Елена Владимировна. Они встречались с Р.Р. Орбели, но о существовании в сундуке писем Бориса Пастернака Орбели не подозревала. Письма Пастернака к Фрейденберг были обнаружены Н.В. Брагинской в конце 1973 г., а затем привезены в Москву Орбели и переданы сыну Б.Л. Пастернака, Е.Б. Пастернаку. Письма самой Фрейденберг нашлись у А.Л. Пастернака. Записки Фрейденберг Р.Р. Орбели хранила отдельно от научных работ и никому не показывала. Когда она в середине 70-х гг. привезла письма Бориса Пастернака его сыну, она привезла и Записки и просила позаботиться об их судьбе, так как считала их содержание антисоветским. Когда Е.Б. и Е.В. Пастернаки начали подготовку издания переписки О.М. Фрейденберг и Б.Л. Пастернака, то в него, помимо писем были включены обширные фрагменты Записок; тогда же эти письма и Записки в полном объеме были перепечатаны на машинке, в четырех экземплярах, в СССР оставлены машинописные копии, а оригиналы в целях их сохранности переправлены в Оксфорд, где и находится в семейном архиве Пастернаков. Публикация многолетней переписки с Борисом Пастернаком сделала имя Фрейденберг известным за пределами узкого круга специалистов, что в конечном счете содействовало обращению и к ее научным трудам.
Научные материалы архива Фрейденберг стали использоваться примерно с начала 1970-х гг. Первая посмертная публикация была подготовлена Ю.М. Лотманом, который получил от Орбели список неопубликованных статей, составленный самой О.М. Фрейденберг, отобрал несколько, и три из них напечатал в 1973 г. в 6 томе Семиотики, снабдив своей статьей. В конце того же года в «Вопросах литературы» усилиями Е.М. Мелетинского появилась еще одна публикация из архива, подготовленная Н.В.Брагинской. Н.В. Брагинская начала систематически работать с наследием О.М.Фрейденберг с 1972 г., когда по инициативе Е.М. Мелетинского и С.Ю.Неклюдова была подана заявка на издание монографий Фрейденберг в серии «Исследования по фольклору и мифологии народов Востока».
После смерти Р.Р. Орбели архив унаследовала ее дочь, О.А. Мандрыка. Однако, воля Орбели, высказанная в устной форме, но с известной торжественностью, именно как воля в присутствии Е.В. и Е.Б. Пастернаков, их детей и Н.В. Брагинской, состояла в том, чтобы Пастернаки решили судьбу архива по своему усмотрению, но желательно, чтобы он попал в конце концов на государственное хранение. В конце 1985 г. архив переехал в Москву и был передан Н.В. Брагинской для подготовки научного описания его материалов (с последующей передачей на государственное хранение) и дальнейшего издания трудов О.М. Фрейденберг. Письма и фотографии семьи Пастенаков, а также рисунки и этюды Леонида Осиповича Пастернака были переданы Н.В. Брагинской семье Евгения Борисовича Пастернака.
Начатые тогда же переговоры с архивами, ЦГАЛИ в частности, показали, что после передачи материалов на государтсвенное хранение они окажутся недоступны для работы на неопределенное время и публикации из архива тем самым будут остановлены. На передачу архива по частям тогдашнее руководство ЦГАЛИ не согласилось.
Архив остался в частном хранении. Из неопубликованного увидели свет три десятка работ Фрейденберг – монографий, статей, фрагментов монографий и литературных произведений, многие из них в настоящее время переведены на несколько иностранных языков и неоднократно переиздавались на русском.
Архив был доступен все эти годы для российских и зарубежных исследователей, которые писали о Фрейденберг свои диссертации и статьи, готовили собственные публикации.
Систематизация и описание архива было предпринято в 1990-х гг. стараниями М.Ю. Сорокиной, профессионального архивиста, выпускницы историко-архивного института и историка отечественной науки. В настоящее время описание архива продолжается, одновременно создается его электронная копия, а рукописи и другие материалы архива подготовляются для передачи в РГАЛИ.
Н.Ю. Костенко