Ареса, Аида, Гефеста. Из женских божеств улыбаются Гера (15,101; 21,434) и Афродита. Более того: «улыбчивая» = эпитет Афродиты. Из других женских божеств никто не улыбается — ни Афина, ни Артемида. Зевс, Гера и Афродита! Сразу видна семантика ‛улыбки’. Она означает светлое начало, оплодотворение, рождение-любовь, — ‛жизнь’.
Но боги, хоть и не улыбаются, смеются. Знаменит смех богов в I песне. Он связан с хромотой Гефеста, и улыбка Геры — начало того смеха.
В эпическом Гимне к Деметре отсутствие улыбки совпадает с бесплодием и трауром, улыбка — с оживанием:
200 Но без улыбки сидела (Деметра), еды и питья не касаясь,
Мучаясь тяжкой тоскою по дочери с поясом низким.
Бойким тогда балагурством и острыми шутками стала
Многоразумная Ямба богиню смешить пречестную:
Тут улыбнулась она, засмеялась и стала весёлой.
Милой с тех пор навсегда ей осталась и в таинствах Ямба.
В оригинале речь идёт не столько о балагурстве и острой шутке, сколько о насмешке
о высмеиваньи, которыми культ Деметры так богат; ведь насмешки-то и назывались ямбами. Как показал Дитерих. Ямба олицетворяла насмешку особого рода, связанную со срамными обрядами, имевшими прямое отношение к плодородию.
Боги в эпосе, хоть и не улыбаются, смеются. Знаменит смех богов в конце I песни Илиады. Улыбка Геры — начало этого смеха, вызван же он хромотой Гефеста. Что
Комментарии: