Комическое до комедии   —   Лист 92

Ареса, самого быстрого из всех олимпийских богов: он, хромой, взял ухищрениями» (329–332). Так и в Илиаде: Гефест вызывает улыбку у Геры своим рассказом, как Зевс бросил его с Олимпа за ногу; боги хохочут при виде запыхавшегося Гефеста (I, 590–600).
Короткая, усечённая нога огневого божеества (ущемлённого светоча, светила в ущербе) соответствует короткой, усечённой ноге (стопе) ямба. Холиямб, хромой ямб, представляет собой комический размер.
С хромотой связан хтонизм, комизм. Огонь хром в известной фазе, подобно месяцу; впоследствии чорт хромой. Боги света и огня сливаются с хтоническими богами: Гефест с Аресом и с Гермесом, Гермес с Аполлоном. Это не случайность, что Аполлон, видя проделку Гефеста, обращается к Гермесу с вопросом, согласился ли бы тот быть на месте Ареса, и Гермес отвечает полным согласием (Од. 8,334–342). Эти слова вызывают у богов новый взрыв смеха (343–344). Не один Гефест, таким образом, получает до-комедийные черты, но и Гермес. Недаром Гиппонакт, задолго до комедии, складывает свои молитвы к Гермесу в холиямбах. Недаром эпический гимн к Гермесу комичен; и недаром в этом гимне Гермес и Аполлон так нераздельно связаны; подобно Гефесту, и Гермеса чуть не выбрасывают в тартар (H. Merc. 374); Гермес, как Гефест, вызывает сильный смех у Зевса (ib. 389) и Аполлона (ib. 420).. Это не комедийное шутовство, не зрелищно-балаганное; но олимпийские боги выполняют в эпосе те функции, которые впоследствии закрепятся за шутами.

Комментарии: