423 …Афина бросилась с радостью в сердце,
Быстро напав на Киприду, могучей рукой поразила
В грудь, и мгновенно у ней обомлели и сердце, и ноги.
Гера поносит бранными словами Артемиду, а затем
489 …руки богини своею рукою
Левой хватает, а правою, лук за плечами сорвавши,
Луком, с усмешкою горькою, бьёт вкруг ушей Артемиду:
Быстро она отвращаясь, рассыпала звонкие стрелы
И, наконец, убегала в слезах.
Такие отношения между богами отливаются в целые битвы-поединки, как в 20 песне. Это самые настоящие агоны. Трудно отличить драку богов, инвективу, агоны от тех агонов инвективы и драк, которые составляют душу балаганной и литературной комедии. Между тем, в эпосе видно с полной убедительностью, что распри-битвы богов дублируют распри-битвы героев. Разница между тем и другим — только разница планов. Дело, по-видимому, не в одном лишь смехе. Комическое имеет какую-то иную сущность, которая только метафоризируется смехом, наряду с инвективой, агоном, айсхрологией и т.д. Одной из таких метафор ‛комического’ является и похвальба. «Хвастливый воин» всегда присутствует в комедии. О похвальбе героев греческого эпоса (как и русского) можно бы сказать очень много. Но похваляются и боги, и тут-то весь контекст говорит именно о ‛комическом’. Я имею в виду похвальбу Афины, избивающей Ареса и Артемиду (21,427). Самый
Комментарии: