Гефеста из песни Демодока, трактовка всего сюжета об обманутом, внезапно возвращающемся безобразном муже, о доносе Солнца, о тайной измене жены с подкупившим её красавцем — говорит о фарсе, о бытовой комедийной новелле. Но нет. Неверно. Тут не новелла и не фарс. Чего же не хватает? Для богов — осмеяния. Для характеров — свойств. Для сюжета — законченности. Перед нами комизм и реализм, когда их ещё нет, как качественных категорий. В противоположность сравнениям, олимпийский план показывает чистый миф, мифом остающийся, поглощающий в себе все отдельные черты будущего комико-реалистического жанра. Если в сравнениях реализм есть одна из форм мифа, то в олимпийских богах миф может быть принят за реализм, но им не является.
Следует повторить и на этом примере, что жанр создаётся не от наличия тех или иных метафор, того или другого сюжета, а только сознанием, в процессе осмыслений.
Олимпийский план показывает, что ‛героям’ сопутствует особая стихия ‛богов’, и преимущественно богов света, неба, огня, плодородия, всяких инкарнаций ‛жизни’ в метафоре ‛бессмертия’. Но все эти боги бескачественны. Они не имеют никакого сюжета. Нет в них ни сюжетного начала, ни конца. Они выплывают на сцену спорадически, подобно облакам — где-то на небе, то часто, группой, то в отдельности, разбросанно. Только одна у них сюжетная линия — посредничество ахейцам или троянам. Гера могла бы, в сюжетном построении, и не соблазнять Зевса, Диомед мог бы и не ранить Афродиты, Арине незачем было изводить Ареса.
Комментарии: