фологические ‛герои’ в такой же мере люди, в какой и боги, то есть, ни в какой, разумеется. Однако, им дозволено осмысляться реалистически. И это тоже чистейшая условность.
Герои увязаны с реалистическими сравнениями. Они воспринимаются сквозь сравнения. Ещё не реалистические сами, они транспонируются в реализм. Только через реализм сравнений миф становится понятием, и в этом познавательная функция категории сравнения. Благодаря сравнениям, мир героев втягивается в мир реальности.
Бытовые метафоры Одиссеи или п.3 Илиады выражают ещё миф, но миф, переосмысленный эпическим сознанием, гораздо более молодым, чем материал переработки. ‛Комизм’ Одиссеи так же обособлен от реализма, как и в Илиаде.
Однако, функция сравнений соответствует функции богов, как второй аспект ‛героев’ в их ‛бессмертии’: ‛реалистическое’ так же сопровождает их, как ‛комическое’, но то и другое не в нашем современном понимании. И реалистические сравнения показывают до-эсхатологизм разрушительных стихий; и в них даётся парное противопоставление нападающего злого начала — и жертвы нападения, однако ‛жертва’ и ‛злоба’ ещё не заключают в себе этической категории.
Боги ссорятся, дерутся, злобствуют. Это более архаическая форма тех же нападающих и ярящихся стихий. В сравнениях — разливы и наводнения вздымающихся вод; в олимпийском плане — гнев и раздор Посейдона. Стоит вспомнить, хотя бы, бунт Посейдона в п.15,184 или бунт Ареса в этой же песне, 113 слл., — в то время, как сравнения дают обобщённый образ разбушевавшегося огня в форме лесного или городского пожара. Как ветер
Комментарии: