Приама, детей Приама и всех троян…». Это тот самый образ зверя-хищника, который так устойчив в охотничьих сравнениях Илиады: образ ‛разрушения’ совпадает с образом ‛растерзания’, с омофагией злобного зверя. До-этический характер Геры подчеркнут тем, что она ярится на троян без всякой причины; её гнев бескачествен, не имея никакой каузальной связи с тем, на что направлен.
4,31 Злобная! Старец Приам и Приамовы чада какое
Зло пред тобой сотворили, что ты непрестанно пылаешь
Град Илион истребить, благолепную смертных обитель?
И дальше Зевс указывает на благочестие Трои, то есть на такую черту, которая для богов должна иметь решающую значимость, — если б категория качества уже существовала, вместе с причинностью!
4,44 Так, под сияющим солнцем и твердью небесною звёздной
Сколько ни зрится градов, населённых сынами земными,
Сердцем моим наиболее чтима священная Троя,
Трои владыка Приам и народ копьеносца Приама.
Там никогда мой алтарь не лишался ни жертвенных пиршеств,
Ни возлияний, ни дыма…
Можно подумать, что сам Зевс этичен, что он-то не разрушительная сила. Однако, он вдруг говорит Гере:
Комментарии: