10,5 Словно как молнией блещет супруг лепокудрыя Геры,
Если готовит иль дождь бесконечный, иль град вредоносный,
Или метель, как снега убеляют широкие степи,
Или погибельной брани огромною пасть отверзает.
Тут молния — не больше, как мрачное небесное знаменье, как проявленье Зевсовой силы, но не сила сама во плоти, говорящая и угрожающая, не непосредственная плеть-молния.
Если сравнить реалистическую линию сравнений и комическую богов, то структура у них окажется одинакова. Комическое отличается от реалистического только конкретностью: присутствием персонификаций. Бытовой слой богов, наделённых бытовым образом действий, как раз не реалистичен. Но реалистичны стихии, действующие в сравнениях, реалистичны звери и животине, потому что даны понятийно.
Три плана есть в Илиаде: олимпийский, героический и план сравнений (которых так много, вопреки всякой логике). Два первых — мифологические, имеющие одинаковую смысловую структуру. Из них реалистический выполняет в отношении к ‛героям’ ту самую функцию, что и комический план богов, выражая активной частью сравнения ту же действенность разрушительной силы, но уже в отвлечённом понимании действия, движения, жизни. Разница между этими планами, комическим и реалистическим, заключается в том, что реализм передаёт в понятийной форме мифологическую сущность ‛комизма’. И тут в центре тот же образ разрушения в виде агрессии отрицательной, злой силы, взятой со стороны её ‛действия’, нападения,
Комментарии: