Комическое до комедии   —   Лист 126

10,5 Словно как молнией блещет супруг лепокудрыя Геры,
Если готовит иль дождь бесконечный, иль град вредоносный,
Или метель, как снега убеляют широкие степи,
Или погибельной брани огромною пасть отверзает.
Тут молния — не больше, как мрачное небесное знаменье, как проявленье Зевсовой силы, но не сила сама во плоти, говорящая и угрожающая, не непосредственная плеть-молния.
Если сравнить реалистическую линию сравнений и комическую богов, то структура у них окажется одинакова. Комическое отличается от реалистического только конкретностью: присутствием персонификаций. Бытовой слой богов, наделённых бытовым образом действий, как раз не реалистичен. Но реалистичны стихии, действующие в сравнениях, реалистичны звери и животине, потому что даны понятийно.
Три плана есть в Илиаде: олимпийский, героический и план сравнений (которых так много, вопреки всякой логике). Два первых — мифологические, имеющие одинаковую смысловую структуру. Из них реалистический выполняет в отношении к героям ту самую функцию, что и комический план богов, выражая активной частью сравнения ту же действенность разрушительной силы, но уже в отвлечённом понимании действия, движения, жизни. Разница между этими планами, комическим и реалистическим, заключается в том, что реализм передаёт в понятийной форме мифологическую сущность комизма. И тут в центре тот же образ разрушения в виде агрессии отрицательной, злой силы, взятой со стороны её действия, нападения,

Комментарии: