Былые тотемы, боги и впрямь являются целыми племенами или отдельными героями, но уже не совпадают с ними полностью, а сохраняют за собой только активную сторону движений, боя, решимости, отваги, морального и физического действия. В этом смысле они ‛комичны’ и служат параллелью к сравнениям.
В этом отношении, нет ничего общего между европейским с пониманием ‛комизма’ и гомеровским, мифологическим, вышедшим из образа ‛подобия’, ‛тени’, ‛двойника’, ‛другого из двух’, действующего ‛близнеца’. Это тот же мир ‛героев’, но в плане временного преобладания антагонистического двойника (агрессивного разрушителя, антитотема). Рационализированный эпос делит такие функции пополам: часть их у противника, борюшегося * с героем, часть у бога-заступника или у бога-врага. Когда Ахилл бежит от Трои, это Аполлон принял образ Агенора, увлекая за собой Ахилла (21,600). Мифологически, Ахилл бежит пассивно, «на холостом ходу»: это бежит Аполлон.
Архаический комизм полностью характеризуется тем, что он не самостоятелен, но представляет собой органическое сопровождение хронического плана, форму его, лишь в иных метафорах вытраленную. Вот этот второй аспект подземности, ‛комический’, дублируется в Илиаде реалистическими сравнениями, или, иначе, таким же до-этическим, понятийно переработанным планом, выросшим из образа ‛активности’ и ‛актива’.
7
Если теперь посмотреть на комические гимны (к Гермесу, к Афродите), станет понятен бескачественный, до-этический характер, до-комедийный характер такого ‛комизма’. Гермес — вор,
Комментарии: