Комическое до комедии   —   Лист 133

не персонаж Катулла или Горация, Апулея или Петрония. Да и есть ли в греческой литературе показ жены, изменяющей своему мужу? Нет, только в мифе.
Загробный аспект метафоризируется или комизмом или своеобразным реализмом. То, что в Илиаде выполняют сравнения, то в Одиссее и гимнах — мистификации, вымышленные рассказы, Их мифологическая функция ясна: в таком рассказе даётся другой план, даётся одновременность, несмотря на проекцию в прошлое, и рассказчик сразу появляется в двух аспектах, и самим собой — и другим. В сравнении с комизм и бытовизм понятийно переработаны; в мистификациях мифологические методы мысли на лицо, а потому подземный характер такого бытовизма так же очевиден, как и комизма. Пассивный Ахилл имеет друга, Патрокла; Одиссей появляется в другом виде, хотя без друга, но в комическом виде старого, прожорливого шута или в бытовом плане, как критянин-раб. У Ахилла есть богиня с комическими чертами, Афина; у Одиссея она уже свободна от черт, оставшихся только у Одиссея.
Мы подходим к изображению человека с позиций нашего нынешнего понимания человеческой природы. Но в мифе человек означает смертного, того, в ком находится смерть. Самое слово «смертный» мы воспринимаем понятийно. Для мифологического сознания это состояние смерти. Именно таков постоянный эпитет человека. У Гомера стоячим определением мужа или человека служит θνητός или βροτός. Это не просто прилагательные. Слово βροτός заменяет номинативное человек или муж, само означая человека или мужа. Тавто

Комментарии: