‛жизнь’. Земной план — это план хтонический, и когда реалистическое сознание открывает человеку мир реальных предметов, он относит их туда, на «тот» свет, принимая его за «этот». И первый бытовизм направляется именно на хтонические представления, одевая их в бытовые метафоры. Так у Гомера. Так в сказке. Бытовистическая метафористика мифа — это форма фольклорного реализма.
8
Мы смотрим, обыкновенно, на Дельфы, как на какой-то античный папский Рим, а культы Аполлона анахронизируем, навязывая им исконное этическое содержание.
Катартика, с которой связан Аполлон, до-понятийна. Это ‛катартика’ в смысле чисто физического конкретного очищения: тьма очищается светом, ‛скверное’ (в мифологическом понимании) переходит в ‛чистое’, в ‛святое’, лишённое этического значения. Чистое, на мифологическом языке, или святое — это светящееся, светлое; скверна и мрак, грязь, тёмное — тавтологичны. Катартические действа (как это показывает античная мифология и античный фольклор) заключались в том, что мрак или холод изгонялся, что ‛чёрное’ и ‛старое’, ‛уродливое’ и ‛скверное’ сбрасывалось в море, или со скалы вниз, или с побоями прогонялось по селению, или разрывалось на куски (бросалось псам), или сожигалось, или зарывалось в землю, или вешалось. Это были, конечно, звери, звери-хищники, антитотемы, а также ‛люди’, растения, птицы, домашние животные. Катартика была связана с
Комментарии: