Комическое до комедии   —   Лист 136

круговыми движениями, уподобленными ходу сияющих тотемов-светил, с умерщвлением и закланием носителей скверны. Вот эта-то катартика и перешла потом в культы Аполлона, бога света, но и бога смерти (как то видно по Илиаде и особенно по Одиссее). Мифологическое очищение ещё не имело качественной сути.
Понятийное мышление, обобщая и абстрагируя, рождает категорию качества. На основании отбора и отвлечения признаков оно наделяет предметы свойствами, определяет их со стороны их особенностей. Для тотемиста каждый предмет конкретен и совпадает с другим конкретным предметом; солнце и щит для него одинаковы, потому что оба блестят, и чистота солнца, щита или поведения тоже одинаковы, если принадлежат тотему. Понятийность отделяет конкретность предмета от свойств его; она квалифицирует явление. Правда, сперва качественность ещё очень бедна; она, на первых порах, знает не более двух категорий, положительную и отрицательную, и эти две категории добра и зла, правды и кривды, представляют собой понятийную форму тотема и его антагониста, антитотема. Так рождается качественная наполненность образа, фундамент этики.
В процессе квалификации, тотемистические боги обращаются в религиозных богов. Самая религия, с её основанием в понятиях зла и добра, только теперь и начинает создаваться, представляя собой понятийную форму тотемизма. Бесспорно, разумеется, что всякая новая форма старого имеет свою объективную новизну, свои новые, объективные качества.
Рождение понятий добра и зла, правды и кривды, уже не как мифологических, а как этических категорий, приводит к боль

Комментарии: