Комическое до комедии   —   Лист 161

зываются с новым мышлением, которое впоследствии осмысляется, как нечто «низкое» в качественном смысле. Но это не природа самого жанра, ему органически присущая, а результат позднейшего условного понимания. Впрочем, я ещё не имею здесь в виду этики. Фольклорная комедия показывает, что этика рождается намного позже того, как возникает понятийное мышление с его новыми квалифицирующими процессами. Характеры и типы фольклорной комедии далеко не то, что характеры Теофраста или типы Менандра: в них ещё нет ни психологии, ни mores, морали. Между прочим, ещё никто не обращал внимания на то, что фольклор обладает богатым запасом комедий, но ни у одного народа он не имеет трагедии. А ведь это объясняется именно тем, что трагедия — этический жанр, настолько, сравнительно, поздний, что уже синхронистичен литературе, комедия же создаётся задолго до этики, создаётся непроизвольно, в результате понятийного обобщения и квалификации, которому подвергается мифологический комизм — другими словами, в результате новых реалистических процессов сознания.
Ни у Менандра, ни у Плавта комедия ещё не имеет этической, качественной, перипетии. Тут ещё нет идеи возмездия. Ход фабулы у Менандра не зависит от личных качеств или поступков действующих лиц. Хотя Харисий и неправ, он получает счастье. Хотя родители бросают своих детей, они их находят. Всё дело в том, как заведена пружина действия. И только.
Аристофановская комедия оказалась совершенно неповторимой в веках, в то время, как комедия Менандра продолжает жить до сих пор. Так угасли все до-понятийные жанры — эпос,

Комментарии: