Боги выступают в положениях и характеристиках, нужных их семантической сущности, но не основному сюжету или логике событий. Это и есть мир, ещё лишённый качественности.
Гера ненавидит пуще всех богов Афродиту. Но в п.14 она говорит ей:
14,190 Что я скажу, пожелаешь ли, милая дочь, мне исполнить?
Тут не просто логическая неувязка или противоречие в составе Илиады. «Милая дочь» не просто стоячий эпитет. Тут бескачественность. Аполлон и Посейдон могут выступать, как враги, а могут быть союзниками. Афина может быть любящей дочерью и потенциальной отцеубийцей (1,399); Зевс может любить её больше всех богов, но может поносить её и бить. Жена, изменившая мужу, может оставаться «женой верною», ночное небо может днём быть звёздным. Миф не знает противоречий, потому что он не знает качеств.
Миф оперирует единичными, конкретными образами. Он богат метафорами, которые производят на нас впечатление понятий, но на самом деле ещё не отвлечены и не обобщены. Речь идёт о положениях, в каких выступают отдельные конкретные боги, но больше ни о чём. Сюжет покидает их, где попало, забывая их совершенно, хотя они и играли такую выдающуюся роль. Чем кончается план богов? — Ничем. Пошумели и разошлись. Их распря не имеет такой сюжетности, как распря героев.
У них есть эпитеты, но не качества. Без натяжки нельзя назвать Геру сварливой женой, а Зевса трусливым мужем. Все
Комментарии: