(пожрать) в сыром виде» (84–87). Эта гибель ждёт его за то, что Одиссей оказался победителем и более сильным, чем он (83; 115–116). Итак, Одиссей-победитель, Одиссей — избавитель от «ненасытного» Ира, который скитался среди народа (114–115) и был «всенародным нищим», имел бешеный желудок, непрерывно желавший есть и пить (1–3), от чудовища типа Сфинкса или Минотавра («не имел он ни мускула, ни силы, но с виду был огромный», 4); и потому-то женихи обращаются к Одиссею, этой мишени их насмешек, с благословением и молитвой: «Зевс пусть даст тебе, гость, и прочие бессмертные боги, чего ты желаешь больше всего и что мило твоей душе, тебе, который не дал больше ненасытному скитаться в народе» (111а–115). Возврат победителя сопровождается смехом благословляющих его женихов (111).
Картина ясна. Ир — носитель ‛скверны’, губитель, ненасытная смерть, антитотем. В поединке двух начал побеждает Одиссей, избавлявший от лиха, ‛спаситель народа’. Фармак Ир становится Неиром, выбрасывается по ту сторону ‛дома’, на ‛чёрном’ корабле угоняется к себе подобному царю смерти, ‛губителю всех смертных’; как антитотем, как Неир, он подвергается двойному растерзанию, с помощью меди и псов, которые пожирают его ещё сырым. Гибель фармака вызывает смех, верней, дублируется смехом, победой ‛жизни’1.
Но как зовут это чудовище? Его настоящее имя — Арнеон, баран, бараний. «Ир» только его кличка, — он рассыльный и
Комментарии:
|
1 Та же участь ждёт Чёрную, рабыню, дочь Хитрого, любовницу Эвримаха, ‛собаку’, которая будет ‛разрублена на части’ (339).
|