симбиоз в продолжение всей античной литературы. Мы сразу встречаем его в трёх литературных жанрах — в басне, ямбической лирике и в фарсе. Отныне, покидая Гомера, нигде и никогда мы не встретим античного реализма, который не был бы комическим.
9
Из концепции качественности возникает дидактика. Она встречается в очень примитивном виде уже в фольклорных жанрах, каковы самые ранние наставления, пословицы, домострой, видения утопии, басни. Дидактика — это форма народной этики, ещё не ставшей ни религией, ни философией. Так, например, дидактичны Труды и дни Гезиода, в фундаменте которых лежит понятие возмездия, этической Дики и Гибрис, но в обрастании пословиц, с басней среди мифов и увещаний.
Если взять развёрнутое гомеровское сравнение и басню, специфика комического станет очень видна. В сравнении даётся описание агрессии отрицательного начала в космической, звериной, растительной, бытовой форме. От басни оно отличается только отсутствием комизма, то есть торжества качественного зла: оно отличается от басни отсутствием дидактики, но возмещает комическое — реалистическим, верней, до-этическим комизмом.
Возьмём опять сравнение.
16,352 Словно свирепые волки на коз нападают иль агнцев,
Их вырывая из стад, которым неопытный пастырь
Комментарии: