Комическое до комедии   —   Лист 140

сиям страдающих героев. Он доходит до нас, как комедия, и мы принимаем комедию за родину этого жанра, за его фактор. Между тем, не комедия создаёт комическое, а наоборот, понятийный комизм порождает особый план драмы, в известных условиях называемый комедией. Никогда в античности ни комедия, ни какое бы то ни было комическое не было независимым; комизм был только сопровождением, аспектом серьёзного, второй рельсой. Один и тот же, единый образ всегда выражается в двух формах, из которых одна, комическая, пародировала другую. Формальная двучленность сравнения и всякого античного предложения принимает характер двуплановости, внутренней омонимичности.
9
Несмотря на многие, дошедшие до нас, образцы античного народного фарса, самое верное о них представление даёт Аристофан. Его фарсы, подобно басне, бытообразны, хотя никто не назвал бы их реалистическими. Аристофан не был создателем таких фарсов, но он, по крайней мере, во многом сохранился. Все элементы древней аттической комедии были и до него: феерия у Магната, политика у Кратина, сатира на женщин у Ферекрата, загробные «конкурсы» у Фриниха; явные сюжетные предшествия Птиц, Всадников и Тесмофориазус, Лягушек и Облаков у Кратина, Фриниха и Евполида. Это важно знать для того, чтоб представить себе аристофановский жанр ещё задолго до Аристофана; по-видимому, уже в VI веке, во второй половине,

Комментарии: